В самом деле – кто? Вариантов ответов-окончаний – море. Вот, например, одна из наиболее поэтичных версий: «Четыре пьяных ёжика и Гена-крокодил». Встречаются варианты и погорячее. Однако и вправду интересно, кто породил слова и мелодию сверхпопулярной новогодней песенки, которую способен воспроизвести любой гражданин бывшего СССР – от едва научившегося говорить детсадовца до отработавшего смену сотрудника ликеро-водочного завода. А известно ли вам, что «Ёлочке» в 2013 году стукнуло ровно 110 лет?
В 1903 году стихотворение «Ёлка» было опубликовано в журнале «Малютка» за подписью «А. Э.». Никто тогда не знал, что за таинственными инициалами скрывается Раиса Адамовна Кудашева, в девичестве Гидройц. Родилась она в августе 1878 года в семье представителя старинного немецкого рода – чиновника Моспочтамта. Закончила женскую гимназию. Была гувернанткой в доме князя Кудашева, за которого и вышла замуж, когда тот овдовел. Семья в одночасье обеднела после революции и «экспроприаций». После смерти мужа перебивалась учителем, позже – библиотекарем. Мечтала о литературной карьере. Преимущественно писала детские стихи, публикуя их в журналах с 18 лет.
«Ёлочка», которой суждено было стать бессмертным шедевром, входила в состав обширной стихотворной композиции, предназначенной для декламации на рождественском празднике. Как это бывает с детскими поэтами, Кудашеву всерьез в литературных кругах не воспринимали. Да и сама она к известности не стремилась, печаталась под псевдонимами.
Кудашева даже не была знакома с человеком, который два года спустя после публикации новогодних виршей написал мелодию к ее стихам – Леонидом Карловичем Бекманом (1872 – 1951), кандидатом естественных наук, биологом и агрономом. С музыкой его связывало только одно – его женой была известная пианистка, профессор Московской консерватории Елена Бекман-Щербина. Бекман даже не смог сам зафиксировать нотами придуманный им мотивчик, который он напел маленькой дочке Верочке. И партитуру записала супруга. Песенка вошла в сборник «Верочкины песенки» и стала самым востребованным шлягером.
О том, что ее стих стал песенкой, она узнала в… вагоне поезда, когда девчушка-егоза, внучка одной из заскучавших попутчиц, на просьбу что-нибудь спеть затянула знакомые строчки.
Дальнейшая судьба песенки зафиксирована в легендах и полумифических анекдотах. Так, существует история о том, как Раиса Кудашева вступила в Союз писателей. Было это в 30-е годы, и вот как-то раз в кабинет Горького постучалась пожилая женщина, которая сообщила удивленному Алексею Максимовичу, что хотела бы вступить в Союз советских писателей. И состоялся между ними якобы такой диалог. Горький спросил:
– А что вы написали?
– Только детские тоненькие книжки, и ещё в журналах.
– Извините, дорогая, наш Союз писателей – это серьезная организация. Мы принимаем туда только того, кто пишет романы, повести.
Нет так нет, – пожала она плечами и пошла к выходу, потом обернулась:
– Может, вы слышали хоть одно мое стихотворение?
– Какое?
– Ну, например, «В лесу родилась елочка, в лесу она росла…»
– Так это вы написали?
– Да, я, – и показала журнальчик начала века со стихами.
– Пишите заявление! Вы – член Союза писателей СССР!
По другой версии, Кудашева, уже постаревшая и плохо одетая, приходила «за членством» не к Горькому, а к главе СП Фадееву и растрогала его своими строчками, над которыми маленький писатель сам плакал, когда «срубил он нашу елочку под самый корешок».
В 1941 году составитель сборника «Ёлка» Эсфирь Эмден отыскала автора знаменитого стихотворения. К тому времени ей было 63 года. Поэтесса воспользовалась своим правом восстановить первоначальный текст. Дело в том, что в дореволюционном издании вместо привычных для нас «спи, ёлочка, бай-бай!» было «спи, ёлочка, баю-бай». Зато оставила без изменений более существенную трансформацию текста, прекрасно иллюстрирующую специфику празднования Нового года в России и СССР. В первоначальном тексте Кудашевой елочку под самый корешок срубил не «старичок», а «мужичок», который, собственно, и сидел в дровнях. «Мужичка» на «старичка» поменяла советская цензура. Запретила она и празднование Рождества и, естественно, сопутствующую ему традицию наряжать ёлку. Лишь в 30-е годы запрет был снят, но праздновать разрешалось лишь наступление Нового года. Потому подозрительного «мужичка» заменили на вполне понятного «старичка». Старичок из песенки – это Дед Мороз, символ, разрешенный в Советском Союзе. И даже иллюстрация была в том сборнике 1941 года: сидит в дровнях старичок с белой окладистой бородой, ну вылитый Дед.
Слава буквально обрушилась на Раису Кудашеву-Гидройц в 1957 году, когда вышла первая книга ее стихов. Но слишком поздно – ей шёл восьмой десяток. Жалела ли она о своей невероятной скромности, помешавшей вовремя заявить о своем соавторстве, или она принимала судьбу покорно, мы уже не узнаем. Умерла она 4 ноября 1964 года в день иконы Казанской Божией Матери. А всем известно, что Казанская покровительствует матерям и детям. Автор сотен детских песен Юрий Энтин считал «Ёлочку» своей главное конкуренткой: «Мои песни, самое долгое, живут 35 лет, и мне лишь остается надеяться, что хоть одна моя песня проживет сто лет, как «Ёлочка»…
Источник: НТМ