В середине прошлого века почти во всех городах областного подчинения Днепропетровщины были созданы творческие мастерские Союза художников СССР. Они должны были выполнять оформительские работы в учреждениях, учебных заведениях и местах массового отдыха граждан, содействовать в организации художественных школ и студий, способствовать повышению эстетического и художественного уровня жителей населенных пунктов. Среди задач – организация и проведение художественных выставок. Многие попытки по официальному созданию мастерских в Никополе были тщетны, так как в административную структуру данной организации должно было входить не менее трех членов Союза художников СССР.
На то время художников такого уровня в нашем городе не было лишь по той причине, что никопольчане, получившие образование в художественных академиях, институтах и училищах, в родные пенаты не возвращались. Их работы представлялись в Лувре, они расписывали храмы в Москве, их пейзажами наслаждался командующий Вооруженными силами Анголы, но малая родина для них была лишь провинцией, в которую не заманишь ни квартирой, ни личной мастерской. Тогда городские власти приняли решение обратиться к членам Союза художников страны Советов. В 1975 году из далекого Чимкента знакомиться с никопольской землей приехали три рыцаря, щиты которым заменяли этюдники, а копья – кисти: Василий Каркоц, Вячеслав Фектистов и Николай Галичин. Они и объединили художников региона, создав производственно-художественную мастерскую. В этом году исполняется 42 года с того дня, как в нашем индустриальном городке высадился этот «культурный десант». Далекий 1975-й войдет в историю Никополя как старт в массовой популяризации изобразительного искусства.
В 1970-е наш город интенсивно строился. Только бригада дважды Героя Социалистического Труда Дмитрия Ганчева ежемесячно выдавала «на-гора» по одной пятиэтажке. Строили и другие бригады. Как после грибного дождя «поднимались» школы и детские сады, магазины и кафе. И это истинная правда, что с появлением «трех рыцарей» художественное лицо города начало преобразовываться, в ДК Никопольского Южнотрубного завода была организована первая профессиональная выставка, в которой участвовали Василий Каркоц, Вячеслав Фектистов, Николай Галичин, Александр Овчаренко, Виталий Кодинец и Глеб Шерстобитов. Свои работы на той выставке экспонировал и я.
С тех пор прошло много времени. Нет уже с нами Василия Каркоца и Вячеслава Фектистова, а 10 апреля этого года общественность со скорбью проводила в последний путь и Николая Галичина.
Николай Егорович любил повторять, что в Никополь влюбился с первого взгляда. Журналисту газеты «Проспект Трубников» Наталии Разуваевой, которая не забывала Галичина в его преклонные годы и ее перу принадлежит последнее интервью с Николаем Егоровичем, он говорил:
– Познакомиться с городом мы прибыли в начале мая. Никополь поразил яркими весенними красками, цветущими садами, чистотой и ухоженностью улиц. В первый день нашего пребывания прошел дождь, и по сравнению с югом Казахстана здесь очень легко дышалось. Интерес к городу появился с первой минуты. С этими чувствами я и прожил последние 42 года и плавно подхожу к юбилейному 85-му от рождения.
Он дожил до юбилея – родился 21 декабря 1931 года, а на 86-м году жизни его сердце остановилось…
– Местная власть создала тогда все условия для производственной и творческой деятельности художников, – с благодарностью говорил Галичин журналистке Наталии Разуваевой. – В Никополь потянулись выпускники художественных учебных заведений со всего Союза. У истоков создания творческих мастерских стояли Василий Усатюк, Николай Червоткин, Володя Симаков, Виталий Валсамаки, Александр Бердинских… Из России приехал Геннадий Шлыков, из Енакиево – Виктор Хоменко, из Запорожской области – Василий Живогляд. С трубного завода пришел к нам Марк Продан. Коллектив был творческим и дружным. Это было самое плодотворное, самое радостное время для творчества. Мы часто выезжали на этюды и писали природу края, устраивали коллективные и персональные выставки, организовывали встречи со зрителями. Наши мастерские лично посещали руководители предприятий. При главном архитекторе города Викторе Ковтуне существовал архитектурно-художественный совет, на котором обсуждались вопросы оформления города. Мы активно включились не только в творческую, но и общественную жизнь Никополя.
Да, художники тех годов оставили о себе добрую память: сейчас в городе два художественных объединения, несколько студий и художественных школ, выставочные залы и галерея. Выставочные залы не пустуют, они заполнены работами местных и иногородних художников. Такая массовость радует, но, правда, тревожит качество экспонируемого материала и низкая посещаемость зрителей. Современные художники мало работают на пленэре, забывая, что природа – высшая школа познания красоты, и никакие «измы» не могут сравниться со средой нашего обитания. В свое время Николай Галичин писал:
«Зовут курганы, степи, ковыли.
Завлекает тайнами природа.
А в край влюбиться помогли
мне Богуш, Ганжа и Продан».
Вот почему никопольчане часто видели на улицах города и его окрестностях Николая Егоровича со своими коллегами с этюдниками за плечами. Они из последних художников-живописцев, которые выискивали скрытую красоту родного края, перенося ее на холст. На холстах уголки родного края люди узнавали, что заставляло их радоваться и сопереживать. Реалистическая живость так же, как и слово, учит, воспитывает и облагораживает человека, делает его добрее и возвышеннее. К сожалению, сегодняшняя дань моде заточила мастеров кисти в четыре стены, заставила снять с плеч этюдник, включить аппаратуру и приступить к «созданию», копируя мертвую природу с экрана. Находясь в четырёх стенах, современный художник представляет космические дали, межпланетные цветовые разводы и миражные пятна галактики… Вот почему жители нашего города, к сожалению, все реже видят человека с этюдником за спиной…
Что же касается моего друга и коллеги Николая Галичина, то во все времена его считали современным художником, чувствующим вечность. В его сюжетном диапазоне не только лирика, природа и портреты. Многие работы художника посвящены истории Украины и края, народным традициям и обрядам, мистике.
– Я рожден не только матерью, но и бором сосновым и полем полынным. В моей судьбе принимали участие русалки и нежные феи лесные, а со страстями-напастями знакомили лешие и домовые, – любил повторять он. – А влюбленность в историю казацкого края – от дружбы с краеведами и краеведческим музеем. Из глубин души возникали идеи множества полотен, к примеру, на казацкую тему.
26 картин из серии «Чертомлыкская Сечь» он подарил городу для проекта «Никополь туристический» с условием, что выставка будет постоянной и бесплатной для никопольчан. К 375-летию со дня основания города на основе его картин был издан комплект открыток «Годы минувшие» – как сувенир для гостей города. С этой же целью изданы книги «Сказание о Сечи Чертомлыкской» и «Мистические травы Приднепровья». После себя он оставил пять сборников стихотворений, выпустил четыре книги рассказов и написал две повести. Была готова к печати и книга о знахаре марганецких плавней «Мистические травы Приднепровья. По сказам деда Еремея», но вот только спонсоров не нашлось. Может, сегодня мы сможем исправить ошибку?
…Николай Галичин всегда верил в добро, в этом и состояла гармония его творческой живой души.
Марк Продан
Источник http://ntm.net.ua