Я занимаюсь малым бизнесом – у меня своя фирма. Не так давно пришел к Богу. Хотелось бы исправить свою жизнь. И поэтому возникает вопрос: как Церковь относится к бизнесу вообще? Ведь правила игры на рынке зачастую противоречат тому, о чем говорит Евангелие. Владимир
Если внимательно прочитать Новый Завет, который является основной книгой христианства, то нельзя не заметить, что Христос связывает Себя прежде всего с обездоленными слоями общества. Он родился в бедной семье, никогда не был богат и не занимал высокого положения ни в политической, ни в религиозной, ни в культурной среде. Но и Христос, и его ученики до своего выхода на проповедь трудились и плодами своего труда кормили свои семьи. То есть, говоря современным языком, они занимались бизнесом. Например, Христос был плотником, а многие апостолы занимались ловлей рыбы.
Важно понять, что бизнес бывает разным. Заповедь труда – одна из первых заповедей, данных Богом в раю. Поэтому если ваш бизнес основан на честном труде и этот труд приносит пользу (вы что-то производите, ремонтируете, даете работу своим сотрудникам), то в таком бизнесе нет ничего предосудительного.
Но не всякий труд полезен, да и мотивы бизнесменов бывают далеко не благородными. Церковь однозначно осуждает бизнес, который основан на ущемлении прав и свобод наемных рабочих. Например, если на предприятии основной доход идет в карман хозяину, а работники получают мизерную оплату или вовсе работают за порцию пищи и спиртного. Не одобряется также бизнес, который строится на обмане потребителя (обвес, недолив, обсчет, некачественная работа и т.п.). И уж вовсе подвергаются осуждению методы получения прибыли, которые основаны на криминальных схемах (рэкет, проституция, наркоторговля, финансовые махинации и т.п.)
В идеале бизнеса только ради наживы не должно быть. Апостолы ловили рыбу для своих семей, а современный бизнесмен стремится не просто прокормить жену и детей, но и разбогатеть всеми правдами и неправдами. Само по себе богатство нейтрально, и быть богатым – не грех. Но, увы, человеку свойственно прикипать к нему душой, и в таком случае накопительство становится целью жизни. Зачастую страсть к деньгам толкает человека на нарушение нравственных заповедей. И поэтому нельзя одобрить бизнес, если он мотивируется именно таким отношением к деньгам.
Церковь всегда настаивала на том, что деятельность человека должна приносить пользу другим, особенно слабым и обделенным людям. Поэтому каждый бизнесмен призывается к милосердию и активной благотворительности. Особенно это важно помнить бизнесмену-христианину. Господь посылает достаток не ради личного комфорта, а для того, чтобы обеспеченный человек проявлял заботу о тех, кто в этом нуждается. Без выполнения этого правила спасти свою душу очень трудно.
Александр МОИСЕЕНКОВ,
сотрудник Никопольского городского благочиния