Для тех, кто привык находиться в курсе происходящего в городе, не секрет, что в последнее время культурная жизнь Никополя бьет ключом. И вот снова в нашем краеведческом музее открылась персональная выставка одного из местных художников – Владимира Симакова. Но словом «очередная» назвать ее не поворачивается язык. Потому что это – без преувеличения – событие. А событие очередным быть не может…
Владимир Васильевич родился в селе Жовтневое Кировоградской области. Окончив Кировоградское художественное училище, в 1976 году переехал в Никополь. С тех пор здесь и живет. Стоит заметить, что работы мастера хранятся в частных коллекциях во Франции, Германии, Израиле, России. На данной выставке представлено 40 полотен художника.
Пока я наслаждалась картинами Владимира Васильевича, в моей памяти невольно всплыли строки из стихотворения Эдварда Эстлина Каммингса. Безусловно, тут нет ничего удивительного, ведь этот поэт, писатель и драматург и сам, кроме мастерского владения словом, не менее мастерски владел еще и кистью, и потому его поэтические сочинения в какой-то степени похожи на живопись. К сожалению, переводов произведений Эдварда Каммингса очень мало, поэтому привести здесь могу лишь собственную «пробу пера»:
рождает форма звук
глаза длиною в ночь
открой передо мной
моря своих желаний
волшебная звезда
пронзительно ярка
как в ощущеньи я
сто самых разных если…
Ну, а языком прозы свои ощущения от увиденного на выставке пытались передать друзья, соратники и просто почитатели таланта Владимира Симакова.
Раненные красотой полотен художника, присутствующие на открытии экспозиции все, как один, восхищались смелостью, оригинальностью, образностью и динамичностью картин живописца, а так же умением мастера органично слить воедино сказку и фантазию и, тем самым, передать зрителям свое видение поэзии бытия. Ценители прекрасного искренне благодарили Владимира Васильевича за возможность пережить новые чувственные впечатления и по-другому взглянуть на этот мир. Хотя, безусловно, восприятие обывателя не всегда готово понять посыл автора до конца.
Люди, близко знакомые с Владимиром Симаковым, называли его тонкой, интересной и самобытной личностью. Однако это казалось несомненным даже для тех, кто просто увидел картины мастера. А вот то, что живописец, по словам его друзей, представляет собой «фонтан» не только идей, но и щедрости, удивило многих. Ведь ни для кого не секрет, насколько тяжело художники обычно расстаются с собственными творениями. А Владимир Васильевич без капли сожаления может, например, отдать свою только что созданную графическую работу любому недавно встреченному им, но понравившемуся ему человеку. Однако близкие Владимира Симакова прощают ему эту слабость, поскольку считают, что он не транжирит собственный талант, а дарит.
Не менее интересно было узнать и о том, как, находясь в состоянии экзальтации, мастер, не отдавая себе отчета в том, что делает, может рисовать одновременно двумя руками, и тогда самые заслуженные и уважаемые художники взирают на него не просто широко открытыми, а – по меткому выражению одного из присутствующих на открытии выставки – «растопыренными» глазами.
Однако вернемся к работам Владимира Васильевича. Несомненно, описывать картины – дело неблагодарное. Но попытаться все-таки можно.
Помимо, собственно, техники исполнения и философской глубины замысла мастера, удивляет обильное присутствие на полотнах котов. Невозмутимая кошка с грустной мышкой на спине («Я и ты»), две вороны, важно восседающие на ветке, под которой стоит довольный, ухмыляющийся кот («Встреча старых друзей»), голубоглазый мальчик в цилиндре, пытающийся укротить двух огромных желтоглазых кошек («Ап! И тигры у ног моих сели!»), меланхоличный старый еврей за швейной машинкой, рядом с которой лежит умиротворенный кот («Изя шьет паруса») – вот далеко не все работы, на которых в качестве главных либо второстепенных героев фигурируют представители семейства кошачьих.
Так же в картинах Владимира Симакова широко представлена морская тема («Абрам и Сара», «Порванные паруса»). А от работ «Чернобыльский набат» и «По мотивам «Дети Арбата» лично у меня мурашки побежали по коже.
Воистину описать свои ощущения от выставки, используя язык прозы, представляется маловероятным. А потому снова-таки прибегнуть придется к помощи поэтов. На полотнах Владимира Васильевича изображен «путь между сном и явью». Но самое главное – здесь «краски любят ответно всей палитрою чувств»…
Татьяна ЛЮЛЬЧЕНКО, фото Татьяны ВОЛОВИК
Источник: Никопольская правда