Представляю вам своего нового собеседника. Это один из самых ярких, харизматичных и неординарных фотохудожников современности Андрей Лукас. Работы Андрея можно найти на официальном сайте LUCASTUDIO. Они не оставят вас равнодушными. Почему? Читайте. Смотрите. Понимайте cами.
Пусть эпиграфом к нашему разговору с Андреем Лукасом послужат его собственные слова: "Для меня нет хорошей или плохой женщины. Она одна. Со всеми достоинствами, дарящими нам (мужчинам) проблемы, и недостатками, которыми мы же и пользуемся. Я её люблю до бесконечности, когда уже любовь от ненависти не отличаю".
Начну с несколько провокационного вопроса. Женщина – это дар или наказание?
Невозможно разделить эти два понятия. Женщина для мужчины – это и дар, и наказание. Она – это и смех, и слезы, и радость, и трагедия. Иногда, только поняв, какую боль приносит с собой женщина, ты начинаешь ее ценить по-настоящему. Женщина – это океан, в котором ты чувствуешь себя вне гравитации. Он дает чувство парения. Но опасен. Почему? Потому что это не твоя родная среда.
Кем или чем для Вас является Женщина?
Женщина для меня – это все! Она – мой источник вдохновения. Она — это любовь, это секс, это адреналин и тестостерон одновременно. Она — это ощущение счастья. Мужчина без женщины – не состоявшийся мужчина.
При этом, говоря о женщинах вообще, я не могу не думать и о своей дочери, о своей маме, о своей сестре. Но это другая категория женщин. Думаю, вы понимаете…
В чем для Вас смысл эротической фотографии или работ в стиле ню? Для кого Вы их делаете?
Я не дарю свои фотоработы женщинам, которых фотографирую. Я делаю все кадры для себя. Это моя потребность. Конечно, я счастлив, когда мое творчество нравится кому-то еще, но это не главное. По фотографиям всегда видно мое состояние, мое настроение. Присмотритесь к ним. Вы увидите и радость, и страдание, и месть, и грусть, и юмор. Обратите внимание на названия фоторабот. Они дадут подсказку. Иногда намекнут на музыку, под которую я работал.
Вы используете в работе музыкальное сопровождение?
Любая фоторабота – это результат трех звеньев: режиссуры, непосредственно съемки и последующей обработки. Музыку я обязательно слушаю на финальном этапе, во время выбора и обработки фотографий. Никогда не работаю в тишине. Часто именно музыка подсказывает мне то, как лучше сделать ретушь или то, какое настроение отразить в фотоработе. Один и тот же кадр я могу интерпретировать для зрителя совершенно по-разному. Например, модель могла смеяться во время съемки, а я покажу вам трагедию. Это мой выбор, мое решение. Фотограф должен в статичном кадре передать то, что у кинорежиссера иногда не получается отразить даже в динамическом видеоряде. Высшее мастерство – это когда фотография способна конкурировать по своей значимости с клипом или с фильмом. Такое происходит тогда, когда в одном кадре умещается целая история. Это прерогатива очень редких фоторабот. Счастлив тот, кому они удаются.
Как бы Вы обозначили жанр своих фоторабот?
Меня часто спрашивают: "Что такое стиль Лукаса?". Иногда даже обсуждают этот вопрос на интернет-форумах. На самом деле, я не думаю о стиле. Просто фиксирую жизнь с помощью фотокамеры. Стараюсь не умничать чрезмерно, не выставлять модель излишне правильно. Почему? Если все сделать по канонам, то результат будет обычным, ожидаемым. Для меня фотография – это не святыня, рядом с которой нельзя ругаться матом. Я могу работать очень по-разному. Идти против всех стереотипов и правил. Например, иногда я отпускаю модель. Стараюсь не ставить рамок не ей, не себе. Избегаю всякого ханжества.
Что такое удачная фотография применительно к жанру ню?
Удачная фотография – это такая фотография, от созерцания которой зритель получает больше удовольствия, чем от своего желания переспать с этой девушкой.
В чьей голове рождается сюжет фотографии: в Вашей или в голове модели? Про коммерческую фотосъемку мы сейчас не говорим.
Только не в голове модели. При всей моей любви к девушкам, я считаю, что нельзя позволять модели заниматься режиссурой. Даже если ей это очень интересно. Ведь маловероятно, что актеры указывали Эльдару Рязанову, как снимать фильмы "Гараж", да? Подумайте сами: зачем приходить на фотосъемку к Лукасу, если вы все знаете сами? Вам нужен статист или фотохудожник? Чтобы сделать интересный кадр, никогда не нужно слушать модель. Иначе она постоянно будет получаться одинаково – в похожих позах, с одинакового ракурса. Почему? Потому что ей нравятся эти позы и эти ракурсы. Но мы ведь не над фотографией для паспорта работаем? Если модели не нравится то, как с ней работает фотограф, то ей имеет смысл поискать другого фотографа.
Как помочь девушке чувствовать себя комфортно во время фотосессии?
Помогать надо фотографам, а не моделям. Почему я так говорю? Женщины придумали сказку о том, что они – это хрупкие ангелы. Мужчины привычно подыграли им в этом. Мы ведь все джентльмены, да? Но это только игра. Навязываемая игра. В нее не надо включаться. Иногда, чтобы сделать что-то полезное, надо быть жестким. Модель должна видеть в фотографе сильного, часто безапелляционного мужчину. Четко понимать, зачем она пришла к нему. Тогда не придется уговаривать ее, например, раздеться. Конечно, про это легко рассуждать, когда ты уже достаточно известен в своей профессии. В начале карьеры подобные вопросы решаются значительно труднее.
Получается, не надо излишне помогать модели?
Не надо скатываться в схему "Пойдем домой, попьем чаю…". Важно оставаться в контексте творчества. Я понимаю, что модель, позирующая в стиле ню, находится в очень противоречивой ситуации. Ведь в нас, на генном уровне заложено: если женщина разделась перед мужчиной, значит, будет секс. Так устроена природа. Это надо учитывать. Есть и другие факторы. Ревность, например. Или давление на окружения, социального статуса. Со всем этим приходится как-то разбираться.
Вы готовитесь к фотосъемке?
У меня обязательно должна быть идея. Необходимо заранее подобрать локацию. Но, когда начинается непосредственно съемка, все может поменяться. Например, я увижу, что свет идет иначе, чем я себе представлял. Тогда я сделаю совсем другой снимок. Его определит сложившаяся ситуация. Означает ли это, что можно обойтись без предварительного плана? Нет! Нельзя просто встретиться с модель и сказать ей: "Давай прогуляемся, побесимся и пофоткаемся…". В голове обязательно должна быть идея и план.
Есть ли рецепт, помогающий увидеть и показать индивидуальность модели, позирующей обнаженной?
Надо понимать, как происходит раскрытие конкретной модели. Это зависит от того, как ты с ней познакомился, как происходило общение. Давайте даже не будем использовать слово "модель". Просто девушка. Я редко снимаю профессиональных моделей. Мне с ними тяжело. У них наработался стереотип того, как с ними должен работать фотограф. Они ожидают именно такого поведения от меня. А я начинаю вести себя иначе. Это вызывает шок. Не надо размышлять о том, как "показать модель". Думайте о том, как установить контакт с той девушкой, которая находится рядом с вами. Иногда может захотеться показать ее совсем иначе, чем она предполагала. Например, отказаться от романтического образа и предложить ей быть "совсем плохой девчонкой". Однажды я засыпал девушку льдом….
Как попасть к Андрею Лукасу на фотоссесию?
Девушка должна проявить инициативу. Например, написать мне. Я не всегда реагирую сразу, иногда подолгу молчу. Изредка отвечаю жестко. Это своеобразный crash test. Смотрю на то, отпугнет это девушку или нет. Должен признать, что 9 из 10 сдаются. Остаются самые сильные, нахальные и дерзкие. С такими моделями мне больше всего нравится работать.
Мне кажется, что для того, чтобы сделать действительно красивую фотографию обнаженной девушки, надо эту девушку искренне любить. Вы с этим согласны?
Да, правильно. Должна быть интрига, сказка. Ты должен ее желать. В данном случае, все слова, которые я назвал – это синонимы. Нельзя относиться к съемке формально. Нужен азарт, флирт, кураж. Без этого все кадры будут получаться статичными, плоскими. Конечно, я сейчас говорю о работе тет-а-тет, а не о коммерции.
Где проходит грань между чувственной эротикой и пошлостью?
Грань в нашей голове. Только там. Точно не в кадре. Творчество для меня – это вызов своим комплексам. Это способ выйти за собственные рамки, за "всеобщее одобрямс". Часто я спрашиваю себя: "Ты сможешь решиться на такой-то кадр?" И решаюсь. Знаете, что я обнаруживаю после этого? Я нахожу, что за этой гранью тоже есть жизнь :) .
Наши комплексы – это установки общества. Если ориентироваться только на них, то ты всегда будешь делать только фотографии для семейных альбомов. Мне этого не достаточно. Я не хочу обращать внимание на чужое мнение. След в истории оставляют те, кто никого не слушал, а просто делал что-то для себя. Это вызов. Для этого нужна смелость, харизма.
Источник: sukhov.com