В Одесском историко-краеведческом музее проходит выставка украинских икон из музейного собрания «Свет веры». Все работы – уникальны. В экспозиции представлено семь запорожских икон. В свое время некоторые из них были привезены из Никопольского края. Среди запорожских - три большие иконы (оригиналы) с Покровской церкви Новой Сечи, три меньшие иконы (оригиналы) из церкви села Капуловка и список Покровской иконы с кошевым атаманом Петром Калнышевским.
Последняя таит, по мнению доктора исторических наук Тараса Гончарука, немало загадок. Во-первых, в барочном овальном обрамлении внизу какой-то черный выем – вероятно, в оригинале там был раньше герб войска Запорожского, который позднее закрасили. Оригинал, увы, утрачен, но и на списке черный овал выпуклый – то ли издержки реставрации, то ли под слоем краски и лака тоже скрывается герб. Ведь императорский двор преследовал самого Калнышевского за излишнюю независимость, в том числе и финансовую, расформировал Запорожскую Сечь, видимо, герб оказался под запретом. Хорошо хоть сама фигура Калнышевского и изображения казацких старшин уцелели. Понятное дело, на них не молились, но присутствие светских персонажей в пространстве иконы было в европейском духе.
Влияние западноевропейского барокко сказывается на украинских иконах по-разному. Бывало, что религиозные сюжеты представали на светских, по сути, полотнах. С другой стороны, обычные для православия образы писались в заимствованном стиле. Так, на иконах восемнадцатого века «Моление о чаше» и «Царь Царей с Архангелами Михаилом и Гавриилом» Христос увенчан тройной папской тиарой, прочие фигуры изображены в стиле позднего барокко, вся композиция украшена богатым растительным орнаментом. Народно-примитивная школа иконописи тоже оказала свое влияние, некоторые иконы словно начертаны детской рукой. А наличие в наших краях старообрядцев привело к созданию строгих образов, без орнаментов и вычурных резных рам.
Музейная коллекция икон формировалась разными путями. Большая часть некогда принадлежала Одесскому обществу истории и древности. Так, в 1839 году создатель и секретарь общества Николай Мурзакевич подарил организации список храмовой иконы «Покров Богородицы» (1836) из Никополя. В 1879 году в музей общества (ныне Одесский археологический) были переданы иконы из ризницы Покровской церкви села Капулевка Екатеринославского уезда. Это иконы восемнадцатого столетия «Три святителя», «Одигитрия», «Святой Владимир» и «Тайная вечеря». Из бывшей церкви села Покровского в музей общества попали также иконы «Моление о чаше», «Святой Николай» (1764), «Царь Царей».