На празднике Купала было место как традиционному народному ансамблю, так и самобытным, колоритным обрядам и забавам, присущим древнейшему празднику уже несколько тысячелетий. День празднования совпадает с днём летнего солнцестояния, то есть с самым большим световым днем. Это явление символизирует рождение летнего солнца – Купала и конец господствования весеннего солнца – Ярила
Действо смело можно назвать фестивалем славянской дохристианской культуры. Больше того – мероприятие могло бы стать предметом для привлечения туристов, конечно, при наличие соответствующего антуража, пиара и минимальной инфраструктуры.
Среди участников празднования, которое публично почти не афишировалось, были казаки, члены общины родной веры, студенты, жители близлежащих сел Капуловка, Алексеевка и гости из Никополя. Немалую часть публики представляла молодёжь и это не случайно, ведь Купала – праздник молодых, тех, кто ищет себе пару. Люди были одеты в белые одежды, а на доброй четверти собравшихся были национальные костюмы. Не отставали и казаки – в классических шароварах и вышиванках. На головах девушек и женщин были собственноручно сплетённые венки из полевых цветов.
Жрица Орияна, запевая самобытные украинские песни и молитвы, водила хороводы. Взявшись за руки и образовав большой круг, люди двигались в такт барабанной дроби... В этот день из среды активных парней и девушек (после процедуры выкупа) были выбраны главные герои праздника – Купала и Марена. Они символизируют мужское (солнечное) и женское (водяное) божества, соединение этих стихий и порождает жизнь. А ещё Купала называют Богом плодородия и плодовитости…
Были здесь и народные песни, и обряд засевания, и прыжки через костёр, и запуск венков, и огненное колесо, и молитвы древним божествам… Преподнесли сюрприз собравшимся и казаки. Они устроили показательные сражения по боевому казачьему гопаку, а также битвы на средневековых мечах.
Участники разбили свои палатки у берега залива, окруженного кручами. В лагере действовал сухой закон. А всем собравшимся было рекомендовано взять миску, ложку и кружку – как оказалось, не только для поглощения привезённой провизии, а и для угощения во время братчины. Так называлась совместная трапеза у огня с песнями под гитару – как водится, до самого рассвета. Угощали здесь вкусной кашей и наваристой юшкой, приготовленной местными казачьими формированиями.
Олег ФЕЛЬДМАН, член Национального союза журналистов, фото автора