14 октября, в День Покрова Пресвятой Богородицы, День казачества, а теперь еще – и День защитника Украины, на территории православного храма УПЦ Киевского патриархата, расположенного в здании бывшего детсада на ул. Дыбенко, 2, был установлен бюст легендарному казацкому сотнику Федору Лутаю, основавшему, как принято считать, Микитинскую Сич и заложившему в город-крепость первое бревно. Памятник Лутаю создан на деньги казаков Никитинской Сечи. Автор проекта – местный скульптор Виктор Сараев
В очерке о казаке в серии «50 выдающихся никопольчан» его авторы – И. Анцышкин, М. Жуковский и Э. Фатеев – рисуют портрет Лутая таким: «мужчина средних лет, пышный оселедець украшает его бритый череп, длинные усы можно закручивать за уши, на темном от загара лице белеют лишь зубы, в руке он сжимает глиняную курительную трубку».
По мнению многих историков, именно Фёдору Лутаю, сотнику Черкасского реестрового полка, принадлежит решающее слово в том, чтобы расположить укрепления тогда ещё будущей Никитинской Сечи на Никитином Роге (территория от нынешней набережной до парка Победы и ЦУМа). Самый высокой наблюдательный пост было решено построить на стратегически важной Высокой (или Дозорной) могиле – этот курган был срыт во время строительства стадиона «Электрометаллург», прочие из системы дозорных пунктов – на окрестных курганах. А стоянку казацких чаек Лутай приказал устроить внизу – на речке Лапинке – в случае нападения турецкого флота они легко могли скрыться в днепровских рукавах и плавнях. Стоянку прикрывал земляной вал с артиллерией.
Решено – сделано. Несколько тысяч казаков вырыли ров, насыпали оборонительный вал, расчистили Сечевой майдан, возвели в центре Сечевую церковь, а вокруг – курени, дом для казацкой старшины и польских командиров, казармы для жовниров и немецких наемников, хозпостройки, конюшни и кузницы. Так возник самый южный форпост и город-крепость на границе с Крымским ханством – заслон против татар и плацдарм для казацких походов на крымчаков и турок.
Лутай отличался крайне свободолюбивым нравом. Сама его фамилия означала «крепкий, сильный» (поляки называли его ещё Лютай или Линчай). Казаки-лутаевцы не пожелают признавать власть ни Речи Посполитой, ни даже Богдана Хмельницкогого. Уже в 1652 г. они выступят против гетмана, а когда тот подавит восстание, уйдут с Микитиного Рога строить новую Сечь – Чертомлыкскую. Так что кошевой Иван Сирко, деятельность которого будет связана именно с той Сечью, может считаться духовным наследником Федора Лутая...
Наталья АНДРЕЕВА.
Источник: НТМ