От редакции:
Никопольский литератор Олег Полозенко прославился в городе своими рассказами, которые он публиковал в различных самодельных брошюрах. Недавно он наконец-то издал свою первую серьезную книгу под названием «Секрет бытия», о чем мы рассказывали в одном из прошлых номеров нашей газеты. Но кроме литературных изысканий Олег Полозенко многие годы интересуется нашей историей. Как человек увлекающийся, но насобирал множество разнообразных сведений. Одной из его любимый тем остается казачество. Собранную по ней информацию он объединил и структуризировал, в итоге получилось более сорока версий возникновения казачества. Первые тринадцать версий уже были опубликованы, поэтому еще раз останавливаться на них подробно мы не станем, ограничимся только беглым обзором. На следующие версии будем публиковать более расширено.
Лев Толстой утверждал, что именно казаки создали Россию, Вильгельм называл казачество «последним рыцарством», а Наполеон говорил: «Мне бы казаков, я б весь мир покорил». Ну, а кем казаки были на самом деле? Парадокс, но известно о них не так уж много…
С казачеством связаны не только мифы и легенды, но и научные выводы, порой противоречащие друг другу. Для создания детальнейшего обзора Яворницкому потребовался долгий труд. Ответов на многие вопросы до сих пор нет, хотя прошло уже много времени, и, вполне возможно, никогда не будет. Пока известно одно – загадок о прошлом казачества стало больше. Появление казачества окутано густым туманом легенд и мифов. Не только летописцы, а следом за ними и склонные к мифотворчеству писатели-романтики создавали самые фантастические родословные казачества. Сегодня также версий происхождения казачества становится все больше. Появились книги, которые убеждают читателей в том, что история украинского казачества насчитывает не 500 лет, а несколько тысячелетий. Различные гипотезы – это разные пути поиска. Параллельно с официальной нашими историками разрабатывалась не связанная с коммунистической идеологией древняя история казачества, основанная на преданиях славян и свидетельствах ученые Арабского халифата, Византии, Древнего Рима, Греции и даже Египта эпохи фараонов!
Нет смысла очень уж виртуозно извращаться, выдумывая совершенно новую историческую нацию укров в угоду национализму. Также мы можем категорически опровергнуть утверждения некоторых историков, которые производят имя корсиканца Бонапарта от его подвигов на поле брани: «на – поле – он». Вообще солидный читатель, я уверен, не придаст серьезного значения некоторым неосновательным гипотезам в перечне.
Что ж, мы готовы обсудить версии, а вам самим предстоит определить степень правдоподобности той или иной точки зрения. Некоторые версии могут вызывать улыбку, но во времена в свое время они серьезно обсуждались учеными. Относясь чрезвычайно почтительно к памяти патриотов отчизны, я, тем не менее, считаю должным осветить наших предков с совершенно новой стороны, непохожей на ту, которая была создана советской исторической рутиной.
Главная задача этой публикации – критическая проверка и установление беспристрастного анализа. Впрочем, все, о чем говорят сейчас историки, все, о чем будут говорить потом, будет только версиями. Многие из них уже исследованы и опровергнуты.
У каждой версии несколько авторов, поэтому я не буду их называть. Каждый, разумеется, волен держаться своих предположений – принимать «классическую» версию либо выдвигать собственные. Дело это сугубо добровольное. Однако я сам отныне не в силах отделаться от впечатления, что мы сейчас обладаем ненормально большим количеством гипотез. Однако – изобилие сведений не всегда вносит ясность…
Косари(версия первая)
Как считал Иоанн Гербиний в «Киевских подземельях» (раздел 2, стр.7), название «козак» следует выводить от слова «коса» (то есть козак – «человек, вооруженный косой»).
Подобны козам(версия вторая)
Павел Пясецкий в «Хронике европейских дел к 1645 г.» (лист 53) связывал наименование «козак» с козой. Поляки считали, что козаки шустрые, как козы и во время туманов одевают козлиные шкуры.
Прародитель Кисеек(версия третья)
Некоторые авторы даже специально придумывали некоего легендарного вождя, от которого будто бы и происходят козаки. Александр Асов нашел в «Книге Велеса» упоминание о прародителе Кисеке.
Косицы у мужчин(версия четвертая)
Посвятивший свою жизнь служению родине в честь этого совершает священный обряд, сбривая бороду и оставляя на голове один клок волос (позже названный «оселедцем») который заплетался в косу. Поэтому косак.
Вольница(версия пятая)
Социальный фактор возникновения казачества. Примитивный классовый подход к проблеме возникновения вольницы существовал в советской историографии. От государей и господ бежали на юг нищие и крепостные крестьяне, дезертиры из армий, дравшихся за непонятное народу дело.
Народные мстители(версия шестая)
По мнению украинского историка Я. Дашкевича, именно необходимость защитить народ от физического уничтожения стала основным фактором возникновения казачества. Поляки и татары обращали захваченных людей в рабство. Партизанская война народных мстителей привела к появлению казачества.
Уходники(версия седьмая)
М. Грушевский и В. Антонович разработали версию согласно которой ватаги предприимчивых людей (промысловиков) – «уходники» - занимались освоение степных земель, которые поделили на «уходы» (промысловые земельные участки). Чтобы не платить налоги королевским старостам, уходники оставались в степях на постоянное проживание, то есть не возвращались на зиму из степи.
Этнические воины(версия восьмая)
Американская исследовательница Синтия Энлос выделила категорию так называемых «этнических воинов», то есть этнические группы, которые специализируются на войне (пуштуны, сикхи, гуркхи, черногорцы, шотландцы, курды, зулусы). Для них характерна борьба за независимость. В эту категорию можно внести как чеченцев, так и казаков.
Всякий сброд – новый народ(версия девятая)
Может ли всякий сброд стать новым народом? Люди, съехавшиеся из разных стран, стали народом США. Так и в Запорожской Сечи можно было встретить всякие народности. Кроме русских и украинцев там были белорусы, болгары, волохи, калмыки, черногорцы и пр.
Татарские люди(версия десятая)
Во время нашествия монголов находились люди, поселения и целые территории, которые отказывались от своих бояр или князей. Известно, что хан запрещал обижать «татарских людей» (так называет их летопись). Эти общины платили татарам дань хлебом. Главное было – выжить.
Сарматы(версия одиннадцатая)
В ХVII веке козацкие летописцы стали считать своими предками сарматов, возможно чтобы сровняться с польской шляхтой, которая объясняла привилегированность своего положения происхождением от могущественных сарматов. Кстати, М. Ростовцев предполагал, что сарматы, как народ сформировались не за Каспием, а в районе Донбасса и Слобожанщины.
Население пограничья(версия двенадцатая)
Козаки – население территории, которая оказалась на периферии империй. Грушевский допускал, что казачеством могли называть полную смертельной опасности жизнь мирных людей в степном пограничье, в «диком поле», в ничейной земле, куда мог вернуться в любой момент кто угодно и откуда угодно (московиты с севера, поляки с запада, татары с юга и с востока).
Братство верных Христу(версия тринадцатая)
Казачество представляло из себя военный орден. Кстати, войску Запорожскому европейские послы привозили клейноды – братские дары рыцарства европейского для рыцарства украинского, ставя его тем самым вровень с собою, приобщая к братству защитников веры христианской. Все же своим отношением к женщинам запорожцы были ближе к восточным рыцарям – японским самураям.
Олег ПОЛОЗЕНКО
Для «Никопольской правды»