Радоница (от слова "радость"), или "Родительский день" - специальный день для посещения кладбища и поминовения усопших, который в православной церкви отмечают на девятый день после Пасхи. В этот день верующие обычно посещают могилы близких, чтобы помолиться об их душах. День поминовения усопших в 2011 году выпадает на 3 мая.
9 день от Пасхи - родительский день, принято посещать кладбище и поминать умерших родственников.
Радоница - день особого поминовения усопших
Первоначально Радоницы (радоницы, тризны) - имена божеств, олицетворяющих почитание усопших, хранительниц душ умерших людей. Радоницам и их подопечным приносили жертвы из обильных пиршеств, чтобы душа покойного могла насладиться зрелищем того уважения, которое ей оказывают живые. Постепенно слово "тризна" стало обозначать поминки, а "радоница" - весеннее поминовение усопших. Именно весеннее, потому что живые особенно старались задобрить покойников в пору расцвета природы, окончательного отступления зимы, поры мертвого сна всей земли.
Обычаи Радоницы
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который "не есть Бог мертвых, но живых".
На Радуницу есть обычай обязательно давать «за помин» крашеные яйца, куличи, сладости, полотенца, из-за чего на кладбище тянутся обделенные вниманием бога инвалиды, нищие, попрошайки и цыгане.
Есть дивный пример того, как разделяют с нами радость о Воскресении Спасителя наши умершие. Однажды один благочестивый старец Киево-Печерской лавры на Пасху пошел вместе с диаконом покадить пещеры, где почивали усопшие. И только воскликнули они: «Христос воскресе, отцы и братия!», как послышалось в ответ громогласное восклицание: «Воистину воскресе!»
«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», – пишет святитель Иоанн Златоуст.
Связь с близкими неразрушима, она сохраняется и после смерти. Смерть учит нас тому, что мы должны быть терпимее к ближним, должны их беречь, чаще навещать. Смерть учит нас любить сейчас. Как говорит Марина Цветаева – «Мы смертны и в этом интимность… Еще прошу меня любить за то, что я умру». Никто не хочет остаться после смерти без тех, кого любил. Мы уверены, что родные души, ушедшие к Богу, там молятся за нас. А мы молимся за них, и наша любовь не прекращается. Есть еще один любопытный факт. Современная археология отличает останки человека от нечеловека (зверей, животных) по тому, что надо искать захоронения. Поскольку человек еще с первобытных времен хоронил себе подобных, а животные хоронить друг друга не умеют.
Нельзя поминать мертвых безрадостно. В церкви даже отпевание только умершего человека проходит в светлом облачении. Понятий «траур» и «тризна» для церкви не существует вообще. Черные одежды в обряде – это от язычества. И в пасхальные дни тем паче. Ведь если Христос воскрес – значит, это светлый праздник. И человек в гробу – это символ семечка в коробке, которое затем возродит.