Многие города издревле славились своими ремеслами. Посещая их, любой оборотистый купец просто не мог возвратиться домой, не приобретя изготовленные здешними мастерами-умельцами цветастые ситцевые платочки, украшенные местной росписью резные шкатулочки или керамику, какие-либо угощения. Подобные товары служили своеобразными визитными карточками городов и нередко даже изображались на их гербах. В наши дни их обязательно назвали бы местными торговыми брендами.
Казенное местечко Никополь, где еще в конце ХVІІІ века регулярно проводились многолюдные ярмарки, также могло похвастаться целым рядом местных товаров, приобрести которые приезжали купцы из других губерний. Во второй половине ХІХ – начале ХХ века тройку наиболее известных здешних товаров составляли никопольская рыба, никопольское пиво и никопольские пряники.
Судьбу футбольного матча решал копченый лещ
Сегодня мало кто знает, что в древние времена, помимо зерна, кожи, мёда, крупного рогатого скота и оружия, Великая Скифия поставляла сначала в Грецию, а потом и в Рим большое количество рыбы, среди которой преобладала рыба ценных осетровых пород. Десятки кораблей везли к далеким берегам скифскую рыбу, лучшие сорта которой служили украшением стола богачей. Это от нее как от непозволительной «варварской роскоши» в трудный для отечества час призывал отказаться в римском сенате своих соплеменников известный античный деятель Катон.
В ХІХ – начале ХХ века рыбу в Никополе заготавливали несколько артелей, а приобрести её здесь (от маринованной до копченой) можно было не только на ярмарках, но и в любой день. Приезжие купцы также отмечали, что рыбья икра была привычной пищей никопольчан. В советские годы далеко за пределами Никополя был известен местный рыбозавод, продукцию которого можно было встретить даже на прилавках крупнейших магазинов Киева и Москвы. Для любого командировочного или отдыхающего лучшим никопольским сувениром долгие годы служил копченый лещ. Ныне даже трудно поверить, что еще пару десятилетий назад судьбу футбольного матча или вступительного экзамена в престижный столичный вуз могли решить всего несколько килограммов загодя доставленной из «города Победы» рыбы.
Наше пиво пили в Европе
Не меньшей популярностью пользовалось и никопольское пиво, упоминания о котором можно встретить в произведениях Н. В. Гоголя, созданных в середине 30-х годов ХІХ века. Построенный в Никополе в 1888 году братьями Штеккель пивзавод долгое время считался одним из крупнейших и современнейших предприятий в Екатеринославской губернии. Завод выпускал пиво в оригинальных граненых бутылках, имел свои павильоны на никопольских ярмарках и в парке купца Ерлашова (ныне парк имени А. С. Пушкина), принимал участие в международных выставках, проходивших в Российской империи, Франции и Германии. По свидетельству никопольских старожилов, для приготовления пива использовалась вода из расположенных в Днепровских плавнях источников, а в летнее время матросы принадлежавшего купцу Ерлашову моторного катера ежедневно совершали дополнительный рейс к городскому пляжу на острове Орлова, дабы своевременно доставить отдыхающим там горожанам прохладительный пенный напиток. После 1917 года бывший завод братьев Штеккель стал государственным предприятием, однако на популярность никопольского пива данное обстоятельство почти не повлияло. В 1986 году на предприятие приступили к выпуску еще и целой серии безалкогольных напитков («Байкал», «Тархун», «Колокольчик», «Буратино», «Абрикосовый» и др.), которые поставлялись в восемь областей юго-востока Украины. Увы, ныне от никопольского пива остались только воспоминания, а от производившего их завода – груда развалин.
Никопольский пряник был популярнее тульского
К сожалению, о никопольском прянике, некогда считавшимся одним из конкурентов знаменитого тульского пряника, к концу ХХ столетия никопольчане почти забыли. Память о нем хранили лишь немногочисленные старожилы, из уст которых в то время мне и посчастливилось впервые услышать рассказы о былой славе этого уникального местного торгового бренда. В статистических документах второй половины ХІХ – начала ХХ века содержатся довольно скупые сведения о кондитерском производстве в местечке Никополь. Так, в статье государственного чиновника И. Ващинского, опубликованной в издании «Екатеринославские губернские ведомости» (№5, 29 января 1866 года), упоминается о торговли на проходившей в Никополе 26 октября 1865 года Дмитровской ярмарки пряниками местного производства, а издание «Полное географическое описание нашего Отечества» (под редакцией В. П. Семенова Тянь-Шанского, 1910 год) к числу наиболее развитых в Никополе производств относит прянично-конфетное.
В 1996–2009 годах я работал сценаристом команд высшей лиги Международного чемпионата КВН, что давало возможность не только бывать в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге, но и посещать находившиеся там музеи, библиотеки, архивы. В 2006 году, собирая материалы о купцах нашего края, в одном из архивов мне посчастливилось познакомиться с письмами купца ІІ-й гильдии Никифора Драгунцова, написанными в период с 1885 по 1889 год.
В одном из этих писем содержалась информация о никопольских пряниках, оказавшаяся на вес золота. Приведу небольшой отрывок из него: «А еще помимо всего прочего, о чем в письмах моих к тебе, любезной друг Фёдор, прежде говорено было, советую, коли в местечке Никополь, по делам, проездом, али еще каким случаем быть доведется, на здешние пряники свое внимание обратить. По качеству своему оные особо хорошо известным тебе тульским не поступятся, а по цене чуть дешевле будут, особливо если покупать по весу, от пуда более, и в лавках на ярмарке у торговцев. На Дмитриевской в нынешнем году ими в 8-ми лавках торговали, а купил я их два пуда и не пожалел. В годе следующем я их от трех пудов закупать думаю. Делают их тут артели местные: одна старовера Игольникова, что на улице Крымской, и другая, что, как мне сказывали, с 1852 года известна. Последняя пряники и печенья возит и в Екатеринослав, особливо к праздникам, на продажу. Еще же укажу, что пряники в Никополе формою своею примечательны – есть прямоугольные, есть почти круглые, есть в форме зверей да птиц разных. На Дмитриевской были в форме лебедей, зайца, лисицы, филина, орла и прочие. Их разбирают особенно много и скоро… (отправлено земской почтой ноября числа 5, года 1887)». Письмо было адресовано Фёдору Леонтьеву, скорее всего тоже купцу, в город Курск.
Следует отметить, что Никифор Драгунцов был опытным купцом, род которого сильно возвысился во времена правления Екатерины ІІ, выдавшей в 1785 году купечеству жалованную грамоту, согласно которой представители данного сословия были разделены на гильдии. Ко ІІ-й гильдии относились купцы, владевшие капиталом от 5 до 10 тысяч рублей, получавшие право оптовой и розничной торговли во всех губерниях, а купцы І-й гильдии могли также вести оптовую торговлю и за границей, иметь свои заводы и фабрики. Безусловно, Никифор Драгунцов, посещавший многие ярмарки, прекрасно разбирался в торговой конъюнктуре того времени. В Никополе для закупки большой партии пряников он обычно приезжал осенью, когда были уже известны цены на хлеб и проходила Дмитриевская ярмарка. Регулярные ярмарки были главным регулятором экономической жизни того времени, отражая общий тонус хозяйственного развития страны. Именно на них формировался баланс между спросом и предложением, производством и потреблением главных продуктов. На ярмарке отдельной отрасли и виды деятельности огромного хозяйственного механизма связывались в единое целое, координировались, получали общественное признание или недоверие, определялись направления развития, по крайней мере, на год вперед. В связи с этим высказанное в письме намерение об увеличении объема закупки никопольских пряников в будущем году свидетельствует о признании отменного качества местного продукта. Если учесть, что считавшиеся в ту пору лучшими в Российской империи киевские возы обладали грузоподъемностью до 40 пудов (1 пуд = 16,4 кг), закупки никопольских пряников занимали в торговом обороте Никифора Драгунцова довольно значительное место.
Имевшие оригинальную форму и отменные вкусовые качества никопольские пряники пользовались популярностью как у никопольчан, так и у жителей других городов, считаясь особым, изысканным праздничным угощением. Существовали даже местные праздничные традиции, напрямую связанные с никопольскими пряниками.
Например, на Рождество ими было принято украшать рождественские ёлки. В 1990 году, будучи студентом Криворожского педагогического института, я записал рассказ Евдокии Никаноровны Чередняк, бывшей в 1912–1917 гг. ученицей Никопольской городской семиклассной женской гимназии, находившейся по адресу: улица Екатеринославская, 3 (ныне Никитинская, 3). Привожу выдержку из её рассказа: «В начале ХХ века в Никополе очень любили пряники, которые выпускались местной артелью. Эта артель размещалась в каменном здании, недалеко от пересечения улицы Крымской с улицей Думской (ныне улиц Шевченко и Крепака). В 1985–1989 гг., когда значительную часть старого Никополя сначала снесли, а потом застроили новыми пятиэтажными домами, оно было разрушено. Сейчас на месте артели построен дом, относящийся к улице Шевченко. Без Никопольских пряников не обходился не один праздник, но особенно много их приобретали в качестве подарков на Рождество. И детям, и взрослым больше всего нравились пряники, которые назывались «фигурными» – в виде фигур зайцев, лисиц, лебедей и т. д. Были даже пряники в виде фигур ангелов с крыльями. Пряники часто обворачивали разноцветной фольгой, к ним привязывали веревочки и вешали на ёлку.
Поскольку игрушки для ёлки до революции обычно изготавливали сами (шили из лоскутков тканей, вырезали из бумаги и т. п.), пряники были не только почти готовым, но и вкусным «материалом» для них. В гимназиях и школах, а также в состоятельных семьях для детей устраивали праздники с пряниками. Старшие дети, а иногда и взрослые, писали свои пожелания на будущий год и вкладывали их под обёртку, которой украшались пряники. Считалось, что если на Рождество кто-либо коснётся этого пряника рукой, желание обязательно сбудется и весь год будет удачным».
А потом наступили революция и гражданская война, рождественскую ёлку с пряниками запретили, сочтя их «пережитками проклятого царизма». В 1936 году ёлку решили возвратить, правда, переименовав её в новогоднюю, но, увы, уже без пряников. После сворачивания НЭПа в конце 20-х годов ХХ века история никопольских пряников, как и никопольских ярмарок прервалась…
Теперь старинные ремесла возрождаются из небытия
На этом в истории никопольских пряников можно было бы поставить точку, однако ей суждено было получить счастливое продолжение в наши дни. В 2012 году я познакомил с содержанием своего домашнего архива заведующую библиотечно-информационным центром «Слово» Ларису Белоцерковскую, которую заинтересовали сведения, связанные со старинными народными ремеслами и промыслами нашего края. Вполне закономерно, что среди данных записей была и история никопольского пряника и выдержки из письма Никифора Драгунцова, привлекшие внимание Ларисы Николаевны. Результатом нашего плодотворного сотрудничества стала разработка методических пособий и цикла занятий, ставивших своей целью возрождение забытых славных традиций Никопольщины. Начиная с 2013 года на базе библиотечно-информационного центра «Слово» проводились занятия с народными мастерами нашего города для их ознакомления с местными традиционными ремеслами, а также использования полученных знаний при создании самобытной сувенирной продукции, предназначенной для туристов.
Эти занятия также посещала и директор популярного в городе детского кондитерского кафе «Аленка» Наталья Черняева, которая с большим интересом отнеслась к сведениям, касающимся развития пряничного производства в местечке Никополь во второй половине ХIХ века. А то, что произошло дальше, было похоже на настоящее чудо. Чудеса иногда все же происходят, если искренне поверить в них! Благодаря волшебным рукам мастеров кафе «Аленка» никопольский пряник возродился из небытия…
После почти столетнего забвения, когда уже, наверное, ни один человек не надеялся его увидеть. Все случилось как в волшебной сказке! Учитывая, что никопольские пряники отличались необычной формой, местные кондитеры стали изготавливать пряники в форме скифской пекторали, герба Никополя, цветов, бабочек, животных и птиц.
Многие изделия украсили элементы самобытного скифского растительно-геометрического орнамента и звериного стиля. Как и в давние времена, никопольские пряники стали своеобразной визиткой нашего города и его оригинальными сувенирами, отображающими неповторимую историю древней земли.
Без участия мастеров кафе «Аленка» ныне не обходится ни один общегородской праздник, конкурс или фестиваль. Никопольский пряник, как и в былые времена, хорошо знают не только в Никополе, но и в Днепре, а также в других городах Украины. В декабре этого года с ним впервые познакомились жители Львова. История никопольского пряника, которому, кстати, в 2017 году исполнится 165 лет, продолжается. И хочется верить, что в будущем будет написана еще не одна яркая страница этой истории.
Сергей Тороп
Источник http://ntm.net.ua/