Такое обещание части никопольских казаков дал глава облсовета Евгений Удод.
Представители общественности написали открытое письмо против передачи памятников ХVIIІ века из Никопольского краеведческого музея в Свято-Преображенский кафедральный собор УПЦ МП и провели пикетирование здания Днепропетровской облгосадминистрации и областного совета с требованием защитить уникальные казацкие древности.
Об этом сообщил целый ряд Интернет-изданий. По информации инициаторов письма и пикетирования, у них есть основания полагать, что сейчас вновь ведутся переговоры о возвращении церковных святынь из Никопольского краеведческого музея Свято-Преображенскому кафедральному собору УПЦ МП.
Как пишет Вадим Рыжков – журналист издания «День» (Днепропетровск), «речь идет об известных памятниках ХVIIІ века: иконе-ставротеке с частью Животворящего Креста Господнего, Евангелия, двух потир для причастия, двух крестах напрестольных, двух плащаницах, а также других церковных реликвиях (всего их 16). Все эти вещи, в свое время, использовались для церковных богослужений в казацкой церкви Покровы Пресвятой Божьей Матери на Запорожской (Пидпильненской) Сечи до ее разрушения по приказу Екатерины ІІ. «Перед этими святыми иконами, — отмечается в письме, — молился, а из этих святых чаш причащался и последний кошевой Петро Калнышевский, которого в 2008 году Поместный Собор УПЦ Киевского Патриархата благословил присоединить как праведного Петра Многострадального к лику святых, за то, что он вышел с иконой навстречу царскому войску и не позволил пролить братскую кровь». Несмотря на это, кошевого отправили на Соловки, а сечевая церковь была разорена. Только после 1917 года в Украине начался процесс восстановления поместной православной церкви, и в Екатеринославской губернии церковные учреждения перешли УАПЦ.
В конце 1925 года Никопольское благочиние УАПЦ приняло решение о передаче 46 церковных вещей казацкой сечевой церкви Никопольскому музею. «К величайшему сожалению, — отмечается дальше в послании, — большая часть этих вещей была утеряна во время Второй мировой войны, но оставшиеся в музейной коллекции, без сомнения, принадлежат казацкой сечевой церкви, которая подчинена Константинопольскому Патриархату. Они были получены от УАПЦ на добровольных началах и не имеют никакого отношения к разрушенным церквам УПЦ Московского Патриархата».
Кстати, еще в 1992 году Никопольский краеведческий музей, руководствуясь указом Президента Украины Л. Кравчука, осуществил передачу 150 предметов культового имущества, которые имели отношение к кафедральному Спасо-Преображенскому собору. После этого вещей из церквей УПЦ МП в фондах музея не осталось. Комиссия, рассматривавшая этот вопрос, пришла к выводу о необходимости хранить комплекс казацких вещей в музее и невозможность их передачи в служебное пользование в действующую церковь. «С этим выводом согласились все члены комиссии, в том числе и настоятель Спасо-Преображенского собора, — утверждается в письме. — В дальнейшем, как специалисты и авторитетные экспертные комиссии, так и руководящие лица неоднократно подтверждали правильность принятого решения.
Кроме того, на имя городского головы Никополя и благочинного церквей Никопольского округа 18 марта 1998 года было направлено письмо от имени заместителя министра культуры и искусств Украины Л. Новохатько. В нем было указано, что «в соответствии с распоряжением КМУ от 03.02.1998 г. №11182/88 памятники культового назначения, имеющие историческую, высокую художественную ценность, не подлежат исключению из музеев, заповедников и библиотек, где им обеспечено научное изучение, надлежащий температурно-влажностный режим, охрана и реставрация».
Исходя из этого, представители общественности выражают удивление, почему снова затрагивается уже решенный вопрос, а также надеются на то, что «греха не случится» и казацкие святыни останутся на своих местах.
Со своей стороны директор Никопольского краеведческого музея Александр Кушнирук не видит оснований для того, чтобы поднимать этот вопрос. В телефонной беседе с корреспондентом «Дня» он сообщил, что хотя и слышал о соответствующем обращении к органам местной власти, но заверил, что к музею никаких документов по этому поводу не поступало. «В соответствии с указом Президента из фондов музея, действительно, в свое время были возвращены УПЦ МП полторы сотни культовых предметов, которые когда-то принадлежали Спасо-Преображенскому собору», — подтвердил он. Но что касается казацких древностей из Свято-Покровского храма, который стоял на Сечи, то было решение относительно их хранения в краеведческом музее. «По-моему, не существует никаких юридических оснований для того, чтобы передавать кому-то эти вещи», — сказал А. Кушнирук.
«Казацкие святыни не отдадим никому» — с такими плакатами около полусотни активистов, преимущественно - казачьих организаций региона (сторонников УПЦ КП) собрались под стенами областной власти. Глава Днепропетровского облсовета Евгений Удод заверил митингующих, что изъятия святынь из музея не будет. Пикетирующие потребовали письменных обязательств и передали информационный запрос относительно судьбы казацких раритетов в Министерство культуры Украины. Кроме того, никопольские казаки считают, что реликвии запорожцев, если и возвращать в храм, то лишь на их историческое место. «Сейчас мы планируем поставить часовню на том месте, где была разрушена Сечь. На прошлой неделе мы высадили там дубовую рощу. Поэтому надеемся, что иконы когда-то вернутся именно туда», — сказал журналистам хорунжий Кодацкой паланки Войска Запорожского Низового Сергей Иванченко.
(По информации издания «День» и Интернет-сайтов)
КОРОТКАЯ СПРАВКА
Иконе-ставротеке Войска Запорожского Низового (в переводе с греческого «ставротека» означает «хранилище, убежище для креста», то есть реликварий, ларец для хранения частиц Святого Креста, которые и являются ее элементом), хранящей нынче в Никопольском краеведческом музее, - 266 лет. Она была создана на средства Войска Запорожского предположительно в Киеве в 1747 г., пережила не одну войну и катаклизм. По преданиям, частицу креста, на котором распяли Иисуса, казакам-запорожцам подарил Иерусалимский Патриарх в 1710-1720 гг. И те решили сохранить ее в своей иконе.
Сумев чудом уцелеть во время разграбления Сечевой Свято-Покровской церкви, икона какое-то время хранилась в Новой Запорожской Сечи, а в марте 1783 г. была передана вместе с частью утвари в Никопольскую Свято-Покровскую церковь. В 1926-м – в связи с ликвидацией храма в старой части города – икону передали в Никопольский музей изящных искусств. С той поры и поныне она включена в Государственный музейный фонд Украины как национальная реликвия украинского народа и его державы, что засвидетельствовано экспертными оценками специалистов Киева и Днепропетровска. Аналогов иконы-ставротеки до сей поры не выявлено, что дает основания считать ее уникальным артефактом казацкого периода в истории Украины. В 2005 году икона была отреставрирована за счет благотворительных пожертвований прихожан и казаков ВЗН УК. Как правило, икона принимает участие в крестных ходах, хотя горячие солнечные лучи и перепады температур ей противопоказаны.
Источник: НТМ