Лишь 135 лет назад Никопольщина была известна своими ярмарками и различными ремеслами: гончарством, ковкой, лозоплетением, ткачеством и ковроткачеством, вышивкой, резьбой по дереву. Местные мастера создавали уникальные вещи и прославляли наш край далеко за его пределами.
АХ, ЭТА ЯРМАРКА
Согласно статистике 1862 года, Никополь вел значительную торговлю хлебом, шпанской шерстью и салом, приготовляемыми на местных заводах.
В то время ярмарки в городе проводили четыре раза в год: Благовещенская, Вознесенская, Успенская и Дмитровская. Ярмарочная площадь занимала обширную территорию, где располагались лавки-балаганы. Всех лавок и лавочек было 244, в них торговали красными товарами (материал для одежды, покупаемый на меру длины), кожевенными, водкой, каменной посудой, полотном, медом, шапками и фуражками, смолой, изделиями из железа, вином виноградным и т.д. На крестьянских возах находились разные предметы хозяйства: мука, пшено, просо, овес, рожь, пшеница, ячмень, картофель, капуста и лук.
Сюда приезжали торговать из Екатеринослава, Александрии, Харькова, Кременчуга, Чернигова, Орла, Белгорода, Полтавы, Херсона и других городов и поселков. Но все-таки «центр тяжести» ярмарочной торговли в то время приходился на Екатеринослав и Ростов. Спустя 20 лет, эти города заняли последние ряды рейтинга, а на первое место вышли Никополь и Бахмут!
РЕМЕСЛА В НАСЛЕДСТВО
После 1917 года Никопольская ярмарка прекратила свою деятельность. Но тайны ремесел мастера передали своим потомкам.
— Как-то на чердаке в бабушкином доме я нашла журнал «Народное творчество и этнография» конца 60-х годов, — рассказывает преподаватель школы искусств Татьяна Дробот. — Весь выпуск этого номера был посвящен народным промыслам Днепропетровской области. Там, в частности, было написано, что в Никополе находились предприятия художественной промышленности.
Керамика.
До сих пор можно увидеть посуду с печатью, на которой написаны название артели, изготовившей ее, и нашего города: Цеглобуд. Нiкопiль. Изготавливали и расписывали керамические изделия мастера из Опошни. Также встречается посуда, расписанная не растительным, а плодово-ягодным орнаментом — это, утверждают специалисты, никопольская роспись, потому что наша земля — плодородная.
Сохранились образцы казацкой керамики. Посуда «мужского дизайна» была окована железом и предназначалась для походных условий. Ковши изготавливали с крышками, которые держались на небольших замочках, как, например, ковшик Богдана Хмельницкого, который хранится в Польше в частной коллекции. Окованную посуду часто находили на дне Каховского водохранилища любители подводного плавания. Кстати, гончарную коллекцию никопольской посуды можно увидеть в музее им. Яворницкого, в Запорожском музее на Хортице.
В наши дни никопольчане не забыли это ремесло. В городе есть мастера-гончары.
Семья Ляшенко известна изготовлением оригинальной задымленной керамики и замечательными сувенирами. Ирина и Антон Быковы тоже освоили это ремесло.
— Два года назад мы с мужем решили найти занятие, полезное для людей и не приносящее вреда природе, — говорит Ирина. — Так в нашей жизни появилось гончарство. Все, что изготавливаем за неделю, выносим на базар, изделия раскупают. Те, кто хоть раз пользовался керамической посудой, понял ее качество и пользу, и уже не может обходиться без нее.
Лозоплетение.
Местные старожилы помнят, что в нашем городе был завод «Лозомебель», а также множество мастерских, которые плели изделия из лозы и рогозы, произраставшей в изобилии на берегу Днепра. Из таких непримечательных и простых природных материалов наши предки создавали настоящие шедевры домашней утвари и емкости различного назначения.
Уже 17 лет занимается лозоплетением Александр Коломиец, руководитель кружка в Доме детского и юношеского творчества.
— В 2000 году решил попробовать эту технику. Вначале сплел подставку под горячее, потом более сложные изделия. Работы, изготовленные в нашем кружке, часто выставляются на городских и областных конкурсах, выставках. Многие восхищаются, просят продать, но я не продаю. Для желающих провожу бесплатные мастер-классы.
— Легко плести из лозы?
— Сама технология несложная. Нужно правильно подготовить лозу (или рогоз) к работе, а потом понадобятся только усидчивость и фантазия мастера.
Ковка из металла.
Никопольские артели и мастерские хорошо владели этим ремеслом: делали витые кресты для надгробий, а также калитки, ворота, заборы, ограждения, балконы и т.д. Изготавливали все это под заказ богатым клиентам, и каждый мастер старался удивить их оригинальностью выполнения. Художественная ковка из металла широко распространена на Никопольщине и сейчас. Кузницы не сидят без дела, потому что местные жители с удовольствием украшают коваными изделиями частные домовладения, дачи, офисы и магазины, интерьер помещений.
Ткачество и ковроткачество.
Ткать в старину умели практически все никопольчане. Распространенным сырьем для пряжи были шерсть, лен, хлопок и шелк.
Несмотря на то, что для ковроткачества нужны специальная иголка для набивного вышивания и нитки самых разных цветов и оттенков, эта техника не забыта.
Оксана Шип шьет, вяжет, вышивает, валяет, делает текстильных кукол. А недавно освоила и ковроткачество.
— В прошлом году попробовала сделать ковер старинным способом: с помощью специальной иглы и шерстяной нитки трех цветов. На городской ярмарке его купили гости нашего города из Киева. Сейчас тку второй.
— Откуда узнали об этой технике?
— Бабушка и тетя были рукодельницами. У бабушки было веретено и пуховые кролики. Она сама делала пряжу и ткала ковры на старинном ткацком станке. Бабушка знала, как сделать ковер с помощью специальной иглы и когда-то рассказала об этом мне. А старинная иголка досталась от тети.
Резьба по дереву.
На Никопольщине деревьев было много, особенно край славился дубовыми рощами. Дуб — дерево крепкое, вырезать из него сложно, поэтому резьба по дубу была, в основном, контурной. Из более мягких пород вырезали красивые объемные вещи. К примеру, иконостас в Покровской церкви или резные старинные рамы на иконах в Запорожской церкви села Капуловка сделанные местными мастерами. Еще резьбу по дереву: от рельефной до скульптурной, можно увидеть в никопольском музее народного искусства им. Г.С. Мацука.
Вышивка.
У наших предков она была очень оригинальной — разношовной. Сочетание в одной вышивке большого количества разных швов делало изделия очень красивыми и необычными. Вышивку крестиком к нам завезли из Европы, и очень долго она считалась антихудожественной. Сейчас «крестик» распространен больше, чем наша разношовная вышивка. Однако мастерицы из Запорожья уже освоили это забытое ремесло. А вот вышивальщицы Никопольщины только учатся этому занятию.
Елена Щербова,
фото автора
Источник https://vesti.dp.ua