Ню. Интересный. Острый. Скандальный жанр. То ли дело – например, пейзаж. Им можно восхищаться, можно равнодушно пройти мимо. Но никому еще не пришло в голову возмущаться по поводу изображенных на полотне или фото обнаженных природных красот.
С обнаженным телом человека все иначе. Тут или восторг или протест. Или прекрасно, или уродливо. Или – «глаз не отвести», «или смущенно опустить глаза».
Или черное, или белое. Или «да», или «нет». Без компромиссов. Такое неспокойное отношение к наготе гомосапиенс в искусстве и вообще имеет, конечно же, свое историческое, психологическое и философское обоснование, но мы сейчас не будем углубляться…
Просто заметим, что грань между восхищением и осуждением чрезвычайно тонка. От любви до ненависти, от красоты до пошлости – один единственный шаг. И идти художнику приходится по тонкому лезвию, постоянно балансируя над пропастью. И единственный шанс не свалиться – найти ключ к гармонии объекта изображения и его восприятия зрителем.
«Ню» - искусство не испортить. Не расплескать. Не опошлить по дороге. Донести прекрасное Прекрасным. Не стать «исполнителем» «голых баб».
Трудный жанр.
Жанр на грани.
Андрей Лукас. Мастер жанра. Широко известный фотограф ню. Для многих – практически легенда.
Lee – его модель. И муза, наверное. И… Яркая личность. Красивая, умная, добрая, талантливая.
Они оба – разрушители стереотипов. Оба – никопольчане. Оба – приятные собеседники.
- Когда мы приезжаем на встречу с кем-то, кто нас лично не знает, люди удивляются: «Как? На «Ладе»??? А мы думали… Лукас!!!». Бентли, как минимум, представляли. – Смеется Андрей. - Ну, и все остальное тоже, естественно. Деньги, дорогие шмотки, панты, звездные замашки т.д. Обязательные атрибуты богемы, к которой нас причисляют… А мы – простые, как видите. Обычные люди. Без замашек. В роскоши не купаемся, и временами, как и многие другие, не знаем, за что купить хлеб. Еще почему-то все уверены, что мы из Киева. Когда я слышу это, то всегда опровергаю. Говорю, что нет – не из Киева, из Никополя… Хотя, если честно, дома развиваться в творческом плане невозможно. Есть определенный потолок. И довольно низкий. Поэтому мы гастролируем. Украина, Россия… Даем мастер-классы, проводим фотосессии. Так зарабатываем на жизнь, совмещая увлечение и работу.
- Это важный момент. Творчество и профессия. Не одна судьба художника разбилась о камни финансовых вопросов. Хочется творить. И надо как-то выживать, что-то кушать. Приходится продавать свои творенья. А спрос далеко не всегда совпадает с внутренними потребностями творца. Как вы решаете для себя эту проблему?
- Никак не решаем. Проблема, действительно, имеет место. Но… Я не снимаю под заказ. То есть, да – мои работы можно купить. И я стремлюсь к тому, чтобы их продать. Только это уже готовые работы. Хотите – покупайте, что есть, если нравится. Нет – и не надо! Фотографировать «девушку у белого рояля в комнате с видом на море» по заказу клиента я не буду.
- В ваших работах – не просто красота женского тела. В них есть смысл. Сюжет. Символы, параллели… Как приходят идеи? Сначала идея – потом выбор модели? Или наоборот?
- По-разному. Конечно, модель – это главное. От нее зависит практически ВСЕ. Она должна быть ЖИВОЙ, а не просто красивой. В ее глазах должно быть ЧУВСТВО. Глаза, взгляд – основное для меня в модели. Не грудь, не что-то еще… Они должны быть «говорящими». В них может быть крик, плач, ревность, страсть, равнодушие, боль, усталость, огонь. Но только не пустота. Пустые глаза – пустое, ненужное фото… А идеи, сюжеты по-разному приходят. Иногда сначала в голове картинка рождается, и только потом я ищу подходящую модель. А порой все с точностью до наоборот. Я вижу девушку – и в голове рождается ассоциация, образ. Бывает и третий вариант. Экспромт. К примеру, однажды мы ехали куда-то, и на обочине пасся теленок. Увидев его, остановились, и моя модель, с которой до этого проводили фотосессию, выскочила из машины бросилась к нему. Фото получилось интересное. Тут большую роль играет случай, судьба – называйте, как хотите.
- А как все начиналось, Андрей? Что привело к фотографии? К «ню»?
- Художественные склонности были всегда, проявлялись с детства, но большую часть жизни я с творчеством не связывал. Работал… Кем только не работал! В основном, с людьми. И в такси, и в обменнике… А потом. Наступил трудный момент. Развод с женой, депрессия, унынье… Чтобы не сойти с ума, надо было срочно чем-то заняться, на что-то отвлечься… И я купил свой первый фотоаппарат. Он и по сей день у меня есть. Так все и началось. А почему «ню»? Ну, потому что я люблю женщин. Для меня нет хорошей или плохой женщины. Она одна. Со всеми её достоинствами, дарящими нам (мужчинам) проблемы и недостатками, которыми мы же и пользуемся. Я её люблю до бесконечности, когда уже любовь от ненависти не отличаю… Любовь, интерес, внимание к женщине – без этого не будет хорошей фотографии. Как и отношений, собственно, хороших. Здесь все, как в жизни… И талантливый фотограф – немножечко ловелас. Который умеет пробудить в своей модели то самое Чувство, о котором я говорил выше. И без которого никак. Тут целая философия…
- Этому можно научиться?
- Я думаю, да. Конечно, должны быть задатки. Природный интерес к женщине. Чуткость. Желание ее ПОНЯТЬ. Качества мужчины вообще – не фотографа. А всему остальному – да, можно научиться. Оно нарабатывается с практикой и опытом. Своим ученикам во время мастерклассов я мало рассказываю о каких-то технических моментах. Я – не профессионал великий. Фотография в моей жизни появилась относительно недавно. И то, что умею я, при желании может освоить каждый. А вот философия… Подоплека… Этим делюсь. Как любить женщину. Как понять ее, разглядеть, УВИДЕТЬ изюминку… Как вытащить наружу спрятанную глубоко в душе эмоцию… Вот, чему надо учиться. Нам всем. Чтобы быть художниками. Нагота – она ведь разная бывает. Бывает красивая, а бывает пошлая. ЖИВАЯ – пошлой не бывает. Правда, Лиль?
- Да, - улыбнулась молчавшая все это время, девушка. Что-что, а красиво говорить – Андрюша мастер… Куда уж мне!
- Теперь тебе слово, Лиля! Вот Андрей говорил о том, что очень многое в его работе зависит от модели. Хорошая модель – это какая? По твоему.
- Для меня - это в первую очередь яркая индивидуальность с творческим подходом абсолютно ко всему. Она объединяет в себе профессионализм и утонченность, умеет преподносить свою красоту. У меня много знакомых моделей, которых я считаю хорошими.
- Можно ли сказать, что ты нашла себя в этой профессии? Это профессия для тебя? Или хобби? Или жизнь? Или что?
- Я полностью нашла себя в этом творчестве. Фотография помогла мне раскрыться и заявить о себе. Именно поэтому не могу считать ее своей профессией, это вся моя жизнь, настоящая и будущая.
- Есть ли у тебя любимые фото?
- Да все любимые... По этому поводу отлично выразился фотограф Imogen Cunningham "Какая из фотографий моя любимая? Та, что я собираюсь сделать завтра." Я полностью согласна, нельзя останавливаться на месте и довольствоваться полученным результатом. Всегда нужно стремиться к собственному совершенствованию, и это уже относится не только к фото.
- Настоящая женщина. Какая она? В твоем понимании.
- Она добра и великодушна, мудра и терпелива, умеет любить и быть чувствительной...
- С каким временем года ты себя ассоциируешь? Если ассоциируешь.
- Определенно сказать не могу, при разных настроениях - по-разному. Сейчас, например, скорее с осенью, с пожелтевшим октябрем или даже со сладким ноябрем.
- Женщины склонны впадать в депрессию. Тебе это знакомо? Как борешься?
- Временами наверное у всех бывает... Если депрессия вызвана какой-либо проблемой, то пытаюсь решить ее. Но сейчас они у меня крайне редко бывают. А просто снимать стресс могу любимой музыкой, прогулками в одиночестве или же просто общением с близкими друзьями.
- Каждая девчонка хочет быть красивой, хочет нравиться мужчинам, привлекать внимание... Но далеко не каждая считает себя таковой. Посоветуй, как стать совершенством.
- Ну, совершенством нужно стать в первую очередь внутри. Меняясь внутри себя, замечаешь, как изменяется и отношение к тебе окружающих. Это и есть мой совет. Ведь согласись, насколько безобразна красота женщины, если она не находит отражения в ее душе и сердце.
Сейчас, когда вы читаете этот материал, Андрей и Лиля, скорее всего, далеко от Никополя. Возможно, проводят фотосессию на 20-м этаже московской высотки, а может быть уговаривают попозировать корову в глухом селе за пределами цивилизации… Их жизнь – сплошное путешествие. Сплошной поиск, исследование мира… Красота – она же везде. Важно только оказаться в нужном месте, в нужный час. И с нужным настроем.
Екатерина Андрус
Источник: Никополь АРТ