1950-е годы были не самыми легкими для Советского Союза. Страна продолжала восстановление после военной разрухи, после смерти Сталина усиленно делилась власть. В общественной жизни страны внутренняя политика играла большую роль, но для моды в ней, как считали власти, места нет. В журналах и газетах того времени появлялись статьи, объясняющие, что граждане СССР не стремятся любой ценой соответствовать моде, а сходство в одежде говорит о том, что люди разного общественного положения одеваются у нас в стране одинаково хорошо. И хотя даже журналы мод, издаваемые на Западе, были под запретом, желание одеваться красиво и модно было свойственно и советским женщинам и мужчинам.
Мировые тенденции моды
В это время в Италии и Франции создаются известные Дома мод, дизайнеры с мировым именем начинают творить высокую моду для масс. Они создают женские образы, которые и сейчас можно считать эталоном элегантности, женственности и высокого стиля. Одежда шьется из натуральных материалов – мехов, кашемира, коверкота, габардина, бостона, шелка, шелкового атласа, шифона, шевиота, креп-сатина, эпонжа, мадаполама, маркизета. Детали отделки изысканы и сложны. Для женской одежды характерны затянутая талия, приподнятая грудь, мягкая покатая линия плеч, пышные бёдра, удлиненные до щиколотки юбки либо прямого, либо пышного фасона, целостность и законченность комплекта.
«Железный занавес» в Европу, в т. ч. и европейскую моду, приоткрыл Никита Хрущев. Во время «оттепели» в страны, вступившие в социалистическое содружество, начали ездить советские специалисты, деятели искусства, спортсмены. Они привозили иностранные вещи на продажу, у них можно было увидеть и заграничные журналы. Советские люди поняли, что существует одежда, которая предназначена для того, чтобы сделать их красивыми и современными.
Последние барьеры, сдерживающие модные течения, были сметены в 1957 году, когда Москва встречала Всемирный фестиваль молодежи и студентов. После этого в Советском Союзе появилась и начала работать индустрия моды, поначалу копировавшая образцы, предлагаемые модельерами стран социалистического содружества и Прибалтики.
Сложный крой и пиджак с платьем
– Но для основной массы населения провинции высокая мода была еще недоступна, – вспоминает Марк Продан. – Женщины продолжали довольствоваться цветными ситцевыми, в лучшем случае – крепдешиновыми платьицами, поверх которых надевался «плечистый» бесформенный пиджак. Но для женских платьев были характерны сложный крой, подчеркивающий фигуру, большое количество декоративных деталей, разнообразных отделок, складок. Наряду с платьями шили и дамские костюмы, силуэты которых приобрели изящество и женственность.
Очень модными становятся белые полупрозрачные блузки из шелка и капрона. Их шьют с рукавами-фонариками, без рукавов, с приспущенной проймой, с классическими отложными и небольшими закругленными воротничками, с воротниками-бантами и т. д. Часто под воротничком блузки прикалывали брошку. Брошки и бусы были самыми любимыми украшениями тех лет.
1950-е годы – время моды на шубы из натурального меха. Шубка была мечтой каждой женщины, но осуществить её могли далеко не все. В «натуралке» красовались, в основном, жены представителей власти, офицеров и зажиточных евреев. Они шили шубки из каракуля, кролика, цигейки, а также пальто с лисьим воротником. В городе можно было встретить даже даму, одетую в шубку из котика. Но это было лишь исключением. Подавляющее большинство женщин ходило в пальто, приталенных или трапециевидных.
А вот мода на шляпки была доступна практически всем. Пользовались популярностью маленькие шляпки, прикрывающие затылок, прозванные нами «менингитками». Подобная декоративная шляпка была придумана для Дома Диора мадам Брикар. «Менингитка» использовалась не только как шляпка, но и как вязаная зимняя шапочка. В то же время очень большое количество женщин ходило в обычных платках.
Куртки-бобочки и штаны с клапаном
– Мужчины носили двубортные пиджаки полуприлегающей классической формы, уже от бедра широкие брюки со складками у талии и манжетами внизу, сшитыми из однотонной ткани или ткани в полоску. В то время среди населения очень популярными были военные, особенно моряки. Многие элементы морской формы вошли в одежду городских модников, которые предпочитали брюки без традиционного гульфика. Впереди вшивался откидной клапан, который по бокам с двух сторон пристегивался пуговицами. У таких брюк линия талии была подчеркнуто высокая. «Высшим пилотажем» молодежного мужского гардероба считались куртки-бобочки с фигурной кокеткой. В народе их еще называли «хулиганками». Это были укороченные свободные курточки с молнией на груди и стянутые на талии. Советские швейники выпускали их в нескольких вариантах, а те, кому не досталось готовое изделие, носили импровизации, сшитые дома из старых вещей. Бывало, идешь в «бобочке» по проспекту Сталина и кажется, что весь мир смотрит и любуется тобой.
Модными тогда были восьмиклинные кепки. Характерно, что в центре города предпочитали кепки с маленькими козырьками, а вот сельская окраина почему-то носила большие козырьки. «Центровые» называли ребят с окраины «кундылями».
Кепки сочетали и с костюмами, и с плащами, и с зимними пальто. Чуть позже в обиход стали входить шляпы с полями, со временем ставшие необходимым дополнением мужского гардероба.
В качестве верхней одежды носили длинные широкие пальто. Их перелицовывали из шинелей или довоенных пальто, состоятельные шили из сукна или бобрика. Пальто утепляли ватой, поэтому они были тяжелыми. Обязательная отделка – большой вместительный карман. Вершина желаний – каракулевый воротник.
Самым большим модником в городе считался архитектор Владимир Коломойцев. Он единственный имел кожаное пальто на лисьем меху. У пальто были большие отвороты. Даже в самые лютые морозы Володя не застегивал его, так и ходил, размахивая полами. Не было в городе ни одной девчонки, которая не смотрела бы на него – высокого, красивого и модного – влюбленными глазами.
А еще помню фотографа Борю Перепадю. Как сказала бы сегодня молодежь, креативным он был человеком. Боря единственный среди нас сделал себе перманент (химическую завивку), от чего его рыжая шевелюра стала огромнейшей копной. А еще он единственный, кто позволял себе покрывать ногти бесцветным лаком.
Когда «железный занавес» пал, модники того времени пытались копировать Ив Монтана, Жана Маре, Марчелло Мастрояни, Кларка Гейбла. Тогда мы и увидели первые нейлоновые рубашки, ставшие суперпопулярными.
А в середине 1960-х на улицах Никополя появились стиляги. Но это уже тема другого разговора.
Боты, галоши и сапоги «гармошкой»
– Хочется вспомнить и об обуви того времени – тоже интересной странице модной истории. Летом и женщины, и мужчины носили обувь из парусины. Ее натирали мелом, отчего она становилась белой, «богатой». Тот, кто ходил с портфелем (начальник), предпочитал легкие парусиновые сапоги.
Хромовые сапоги были настоящим шиком. В самом «шикарном» варианте голенища сапог сдвигали вниз «гармошкой», которую делали плоскогубцами, сжимая кожу по линиям ромбов, а затем проходились киянкой. Такие сапоги надевали только для праздника и зависти. Но мужчины носили и обычные сандалии и ботинки, а также галоши.
Кстати, о галошах. Их использовали как самостоятельно, так и с валенками, а ещё надевали на туфли или ботинки, чтобы не испачкать их грязью. При входе в помещение галоши снимали и ходили в чистой обуви.
Женщины ходили в блестящих резиновых ботах с полыми каблуками. В боты одевались туфли на среднем утолщенном каблуке. Туфли-лодочки еще оставались мечтой для простых советских девушек. Входя в помещение, боты тоже снимали.
Так всегда было на танцах, организовываемых для молодежи в клубе «Коммунальник». Мы называли его «чудильником» – уж много историй тут свершалось. Несмотря на космополитизм, танцевали мы и фокстрот, и танго, и бостон, не говоря уже о вальсе. Королем танца считался сварщик Саша Фесенко. Из-за особого внимания к нему женского пола, он был женат четыре раза.
И чтобы закончить тему обуви, нужно сказать, что она была большой проблемой, и на советских женщинах нередко можно было увидеть босоножки, надетые с плащами и пальто, зимние пальто с резиновыми ботами.
Многие продолжали носить валенки и бурки, низкие войлочные сапожки с молнией впереди, известные под названием «прощай молодость». Большой удачей были низкие кожаные ботиночки на шнурках с маленьким каблучком, называемых «румынками»
Мастера индпошива
– Одежду, в основном, шили дома наши мамы и бабушки. Мало в какой семье тогда не было швейной машинки, ведь не каждый мог позволить себе услуги портного. Да и известные в городе мастера шили одежду и обувь на дому. Большим вниманием у модников пользовался портной и раскройщик Цейтлин. Часто горожане носили к нему ткань на раскройку, а строчили уже сами. Модельером «высшего класса» считался и Петр Сербин, приехавший в наш город из России после войны. Костюмы и пальто для состоятельных людей шил Яков Реков. Обувь Федора Насекина была как «влитая» на любой ноге.
Официально работала только одна артель имени Кагановича, которой руководил Поляков. Кроме индпошива, она занималась еще и заготовительными работами.
Ателье по пошиву одежды и обуви размещалось в казармах в старой части города на улице Пролетарской. Позже его перенесли в двухэтажное здание в район нынешней улицы Шевченко.
Наталья Разуваева
Источник http://ntm.net.ua