5 сентября в ресторане «Ковчег» Еврейская община города Никополя собралась, чтобы отметить праздник Рош а-Шана, который символизирует начало нового года. Перед началом празднования были соблюдены древние еврейские традиции – читались молитвы, протрубил рог и светлым теплым огоньком замерцали свечи. «На добрый и сладкий год да будешь ты записан» - пожелали друг другу присутствующие в зале, и праздник начался...
Никопольская еврейская община, наследуя древние традиции своего народа, собралась в ресторане «Ковчег», чтобы отметить наступление нового года. Директор Никопольского филиала Благотворительного фонда ЗБФ «Хэсед-Михаэль» Людмила Василенко перед началом торжества зажгла свечи. Оказывается, что это право в еврейских семьях предоставляется женщинам, как хранительницам домашнего очага. Затем, взяв в руки свиток Людмила прочла молитвы на иврите и напомнила всем о том, что в дни Рош а-Шана Бог отмечает в Книге жизни судьбу каждого человека: «…кому из нас жить, а кому умереть, кого ожидает покой, а кого скитания, кого - благополучие, а кого - терзания, кому суждена бедность, а кому – богатство».
- В это время каждому человеку предписано задуматься: как он прожил год, что сделал хорошо, а что необходимо исправить, - добавила Людмила. После прочтения молитв, Александр Таратута протрубил в шофар (бараний рог – прим. Авт.). Звуки шофара побуждают евреев к воспоминаниям о том, как они приняли Тору на горе Синай. Шофар призывает: «Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши».
По старинной традиции, обмакнув яблоко в мед со словами «Да будет воля Твоя», члены еврейской общины приступили к праздничной трапезе. «Сегодня 20 лет, как Никопольская еврейская община отмечает вместе праздник Рош а-Шана. У истоков нашей общины стоял Александр Блях и Фаина Фарштендикер. А начиналась она с небольших групп по 5-6 человек, которые собирались для изучения иврита, сейчас община насчитывает свыше 200 активных членов», - вспоминает Зоя Малкина, которая вот уже на протяжении двух десятков лет трудится на благо общины.
Паша Пушкова поздравила с новым годом всех присутствующих стихами, а Раиса Скорина от души произнесла пожелание-поздравление на иврите: «Ле-шана това у-метука тикатев ва-техатем!», что означает: «На добрый и сладкий год да будешь ты записан, и запись эта пусть будет скреплена печатью!».
Все присутствующие в уютном зале "Ковчега" поздравили друг друга с началом 5774 года от сотворения мира. А какой же праздник без музыки? Веселые еврейские, русские и украинские песни наигрывал баянист Владимир Балабанов, а члены общины не только подпевали, но и пританцовывали под зажигательные мелодии… «Шана това, или С Новым годом!», - звучало в зале.
Никопольская Еврейская община выражает благодарность за оказание помощи в организации и проведения праздника председателю горрайонной общины Александру Фельдману и ее исполнительному директору Александру Таратуте.
НАША СПРАВКА: ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА
Встреча нового года – самая почитаемая традиция у всех народов мира. Но у каждого народа дата его наступления приходится на разное время года. У древних народов новый год обычно совпадал с началом возрождения и обновления природы и его встречали весной – в марте. С марта начиналось новолетие у римлян до Рождества Христова. В Древнем Вавилоне новый год также встречали весной. На Руси новый год наступал 1 марта, после XV века его перенесли на 1 сентября, а позже, по указу Петра I, стали отмечать Еврейский новый год не имеет постоянной даты. Он отмечается спустя 163 дня после Песаха - не раньше 5 сентября, но и не позже 5 октября.
Почему же у еврейского народа нет постоянной даты наступления нового года? Праздничные даты в еврейском календаре обусловлены требованием Торы. Этот календарь является лунно-солнечным и основывается на специальных вычислениях. Начало каждого месяца совпадает с новолунием. Таким образом, месяц не имеет постоянного числа дней, а длится 29 или 30 суток, поэтому смещаются не только праздничные дни, но и начало каждого месяца. В связи с этим в календарь вводится дополнительный месяц под названием «второй адар», который всегда состоит из 29 дней, но повторятся в календаре раз в 7 лет. В 2013-м новый год по еврейскому календарю наступил 5 сентября.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
В праздничную трапезу включают голову рыбы и желают друг другу весь год быть во главе, а не в хвосте. В Рош а-Шана едят гранат. Говорят, что в каждом гранате 613 зёрнышек, как в Торе 613 заповедей. Принято совершать обряд, который называется ташлих. Идут на берег водоема и вытряхивают в него крошки из карманов. Это символизирует очищение от грехов и начало нового этапа в жизни.
Праздников нового года у еврейского народа четыре: новый год деревьев (зимой), новый год отсчета лет (весной) и новый год скота (летом). Но главным новым годом является все же Рош а-Шана, ибо это день сотворения мира.