Пианисту-экстремисту к сложностям не привыкать – он играл на Майдане буквально под пулями, вытаскивал из-под обстрела и натиска силовиков людей, повредил там руку… Но Никополь подготовил для Богдана очередное, может и не соизмеримое с предыдущими, испытание. Равно как и горожанам, собравшимся послушать уличного музыканта, приглашенного главой «Гражданского Актива» Александром Тихоном поддержать горожан, волонтеров и военных.
Никопольчанам 24 января довелось целый час дожидаться на обдуваемой холодным ветром Европейской площади застрявшего в дороге артиста. Замерзшие зрители решили перебраться туда, где хотя бы нет пробиравшего до костей сквозняка - под здание музея, следовательно, пришлось перетаскивать и видавшее виды пианино «Чернигов», взятое по такому случаю напрокат в СШ №24. От перевозки инструмент заметно расстроился – это слышали даже те, кто никогда не проходил сольфеджио.
Но Богдана, внутренне переживавшего от предательски фальшививших клавиш, внешне сие не смутило. И публику, к счастью, тоже. По прибытии музыкант попросил извинения за опоздание, попросил присутствующих сомкнуться вокруг него как можно теснее: так уютнее, душевнее и комфортнее. Начал с произведений собственного сочинения. Каждая написанная им мелодия – это посвящение событиям на Майдане, который разделил его жизнь на «до» и «после». Названия говорят сами за себя: «У кожного своя війна», «Утро после страшной ночи», «Прощание с тем, кого больше нет рядом», «Небесній Сотні», «Ілловайськ. Тарасу Брусу присвячується» (это первая часть задуманной им трилогии), «Словянськ. Відродження»… А под конец исполнил «Реве та стогне Дніпр широкий», которую подхватили слушатели.
- Жаль, что я не смог привезти с собой свое электропианино (синтезаторы из-за «ненатурального» звучания Богдан не жалует. - Прим. авт.). С ним вышла интересная история. Я не раз после Майдана обращался к сильным мира сего помочь в приобретении инструмента, но те «мягко» отказали. И вот как-то подвозил меня домой случайный знакомый. Я ему свою историю рассказал, как играл для людей, как хочу проехаться с выступлениями в зону АТО… И следующее утро он мне подарил чудесное пианино «Каwai» за 22 тысячи гривен - лучшего инструмента у меня не было! Мне кажется, он влез в долги… Хотя… лучший рояль, за которым приходилось играть, был в «Украинском доме»…
Условия для игры были под стать творческому псевдониму - экстремальные: музыканту приходится время от времени греть задубевшие пальцы о пластиковую бутылку с теплой водой, отогреваться глотком горячего кофе просить помощи «у зала» подержать и переворачивать улетающие от ветра ноты (чем ваша покорная слуга с удовольствием занялась). Все эти нюансы и придали выступлению изюминку и несли определенный посыл. Воздух был пропитан стойкостью духа, патриотизмом и идейностью. В теплом концертном зале, сидя в мягких креслах, такие впечатления и эмоции получишь едва ли.
(«Во всяком случае, я могу абсолютно точно сказать, что в залах я играть не собираюсь, и концерты давать в каких-то закрытых помещениях не желаю, - признался он в одном из интервью год назад. - Да и от «корпоративов» отказываюсь: не то время и не то место. Если не убьют, поеду в другие страны, туда, где люди борются за свои права и свободу, и буду играть для них просто на улице»)
Интервью с ним вышло таким же, как и сам концерт. Сгущались сумерки, вопросы сыпались в паузах между пьесами, Богдан старался отвечать предельно конкретно. Вспомнил, что во время факельного шествия познакомился с учительницей младших классов из Никополя Иванкой Билой и пожалел, что ее нет на выступлении.
Раскрывать секрет, кто он и откуда Богдан не желает. О себе сказал только, что он родом с Востока, окончил музыкальную школу, никаких консерваторий и престижных училищ не заканчивал… Играл в юности и Бетховена, но потом случилась пауза в шесть долгих лет. И пришлось взять в репертуар технически более «простых» современных европейских неоклассиков – Людовико Эйнауди, Яна Тьерсена (который написал музыку к фильму «Амели»)… Ноты Богдану присылают даже зарубежные композиторы – как, например, австриец Ральф Цюрмюле, заочно поделившийся нотами своего «Гимна», а после в выходной день написавший для украинца ещё одну пьесу.
А прошлую жизнь «до Майдана» не хочет ни обсуждать, ни вспоминать. Говорит: был слишком эгоистичным и жил только для себя. «Это был другой человек» Сейчас же в лице многочисленных поклонников по Украине обрел многотысячную семью и цель в жизни.
Сел за пианино, когда во время переломных событий на Майдане его переполнили негативные эмоции и справиться с ними он мог только с помощью творчества. Но сел не ради популярности
- Я там внутренне частенько умирал, как в последний раз. Играл для себя и не думал, что это кому-то нужно. В игру вкладывал душу, потому что по-другому было нельзя… Кстати, никогда не подумал бы, что смогу писать музыку. Как будто мной управляет неведомая сила. Если бы я верил в Бога, сказал бы, что это он, - признается музыкант.
- А вы в Бога не верите? – уточнили пытливые журналисты.
- Я верю в себя, - ответил Богдан.
- Скажите, это не вы оказались на знаменитом фото, где пианист играет перед шеренгой прикрывшихся щитами «беркутовцев»?
- Нет, не я. На Майдане играло как минимум пять музыкантов. А на снимке – парень из Львова, - скромно ответил гость (но, кажется, ему поверили не все).
- Тяжело было играть на лютом морозе?
- А как вы думаете? Пальцы выдерживали от силы две с половиной минуты…
Богдан заявляет: он не носит маску, как бы это парадоксально не звучало. Он открыт и не пытается создать впечатление. Балаклава – неотъемлемая часть образа, и уличный музыкант расставаться с ней не планирует.
- Люди надевают маски. Одна – для работы, другая – для друзей и родных, третья – для жены и детей, а четвертая… для себя, чтобы себе правды не говорить, ведь фактически мы себя и не знаем, живем «лицедеями»! - поясняет свою философию пианист. – И моя маска – разрушение этих стереотипов. Закрытое балаклавой лицо – в сравнении с этим ничего не значит, не значит, что я не настоящий.
В своем диалоге со зрителями Богдан захотел донести до каждого почти библейские максимы о нужности веры в людей:
- Я сделал доброе дело, теперь ты делай. Сильнейший всегда должен помогать слабому, а тот – еще более слабому. Помощь, как показала и моя жизнь, приходит порой оттуда, откуда ее не ждешь. Так что помогайте ближнему, если он нуждается в поддержке. И не ждите за это благодарности.
По словам Богдана, Никополь – последний мирный город в списке его гастролей. Дальше – АТО-тур, города зоны боевых действий. И пока он все их не объедет – не остановится.
Источник: Новини твого міста