(Продолжение. Начало в четных номерах за 2008 и 2009 гг.)
63. Будущее в ночи. 1919 год
Июнь 1919 г. Вскоре рассвет, но пока ночь господствует над городом. В купе поезда, стоящего на запасных путях станции Никополь, красивая сорокалетняя женщина склонилась над столом, освещенным керосиновой лампой. На стенке купе висят ее комиссарская кожанка и портупея с маузером. Женщину зовут Александра Коллонтай. Дочь генерала Домонтовича, она с головой ушла в революцию, была наркомом соцобеспечения первого правительства Советской России, а еще недавно – наркомом пропаганды и агитации Крымского Совнаркома, который теперь вместе с частями Красной Армии отступает под ударами белого генерала Слащева.
Однако этой ночью Коллонтай находится не на Екатеринославщине, охваченной пламенем Гражданской войны, а в светлом будущем – на 50 лет вперед. Она описывает далекий 1970-й, в котором уже воцарился коммунизм...
«...Молодежь веселится, как веселилась юность во все века, – выводит ее перо. – Шутки, смех, песни, игры, танцы. Но стоит присмотреться к молодежи, чтобы увидеть, что это не та молодежь, которая боролась на баррикадах в «Великие годы», и еще менее та, что жила под игом капитализма. Среди молодежи, которая собралась на праздник коммуны, нет ни одного больного, бледного, истощенного лица. Ярко блестят запалом любознательные глаза, смелы, гибки и ритмичны движения их упругих юных тел. Молодежь «Десятой коммуны» любит жизнь, любит смех и супится только тогда, когда ей необходимо вступать в бой с единственным врагом человечества, который остался – с природой. С природой еще много борьбы.
У каждого своя специальность и свое любимое дело. «Специальностью» называется та работа, которую член коммуны выполняет те два часа в день, когда его силы используются для коммунального хозяйства. Остальное время каждый отдает свои силы любимой деятельности: науке, технике, искусству, усовершенствованному полеводству, писательству, преподаванию. И жизнь построена так, что живут не семьями, а расселяются по возрастам. Дети – в «Дворцах ребенка»; юноши и девочки-подростки – в веселых домах, окруженных садами; взрослые – в общежитиях, обустроенных на разные вкусы; пожилые – в «Домах отдыха». В коммунах нет ни богатых, ни бедных. Одежду, еду, книги, развлечения – все предоставляет своему члену коммуна. У коммуны нет врагов, потому что все соседние народы и нации уже давно обустроили у себя такие же коммуны, и весь мир являет собой Федерацию коммун.
Молодое поколение уже не знает, что такое война... «Дедушка, расскажи о Красном и Белом фронтах и как ты воевал с живыми людьми!» – упрашивает молодежь ветеранов «Великих лет»…
За окном слышатся далекие выстрелы, которые возвращают рассказчицу в современность. Небо на востоке уже сереет, начинается новый день. Александра Коллонтай набрасывает кожанку, затягивает портупею и быстро выходит из купе. Свое произведение она допишет следующей ночью. А сейчас – война, немилосердная Гражданская война.
* * *
Рассказ Александры Коллонтай будет напечатан в газете «Известия Никопольского совета рабочих и крестьянских депутатов» 27 июня 1919 г. Он станет первым советским фантастическим произведением в Украине.
После войны Коллонтай станет послом СССР в Мексике, Норвегии и Швеции. Умрет она в 1952 г. в Москве, так и не дожив до описанного ею в далеком Никополе близкого коммунистического будущего...
Это история Никопольщины. Это наша история. Нам есть что помнить.
(Продолжение следует)
Подписи к снимкам
? Типичная агитка того времени
? Вот она, Александра Коллонтай во всей своей красе – дворянка и эмансипированная большевичка. Посмотрите, с каким наслаждением она держит папироску
? Могила Александры Коллонтай в Москве на Новодевичьем кладбище